Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100

март 2002

Tele2 - второй, третий, четвертый?

глава шведской делегации, исполнительный вице-президент Tele2 AB Йонни Сведберг

Шведский холдинг Tele2 AB является самым молодым игроком российского рынка сотовой связи. Он заявил о себе лишь в ноябре 2001 г., когда приобрел все российские активы - 13 сотовых компаний - у компании Millicom International Cellular. Среди них были "Московская сотовая связь" (МСС), работающие под маркой FORA Communications компании "Санкт-Петербург Телеком" и "Облком", а также операторы из Белгорода, Ижевска, Иркутска, Кемерово, Курска, Нижнего Новгорода, Омска, Смоленска, Ростова-на-Дону и Челябинска.

Все компании, кроме NMT-оператора МСС, работают в стандарте AMPS и во всех, кроме той же МСС, Tele2 принадлежит контрольный пакет акций. В последние годы, когда сети цифрового стандарта GSM резко оторвались от аналоговых конкурентов, казалось, что российские владения Millicom являются бесполезным балластом.

Однако все в одночасье изменилось, когда в середине 2001 г. все российские AMPS-операторы получили от Минсвязи обещание выдать им лицензии GSM-1800. Первым собирателем ставших перспективными AMPS-активов выступила американская корпорация MCT Corp., специально под будущий GSM-проект запустившая марку "Индиго". Следом за "Индиго" устремилась Tele2, которая заплатила за 13 аналоговых российских операторов $80 млн и пообещала Millicom заплатить еще $30 млн, если все купленные AMPS-операторы получат заветные лицензии GSM-1800. До последнего времени планы Tele2 в России были покрыты мраком. Первый визит представителей Tele2 в Россию состоялся на прошлой неделе. Единственное интервью глава шведской делегации, исполнительный вице-президент Tele2 AB Йонни Сведберг дал главному редактору сайта ComNews.ru Леониду Конику.

- Что Tele2 намерена предпринять в России?
- Мы рассматриваем российские инвестиции как большую возможность для развития бизнеса. Телекоммуникационный рынок России активно развивается, но самый значительный потенциал мы видим в сфере сотовой связи. Покупка действующих компаний - традиционный для Tele2 путь вхождения на новые рынки. Мы будем адресовать свои услуги массовому рынку, которому предложим конкурентоспособный качественный продукт.

- Если российские сотовые активы, которые вы приобрели у Millicom, так перспективны, почему Millicom их продал?
- Я не знаю. Спросите об этом у Millicom. Для Tele2 это однозначно хорошее приобретение. Мы уверены, что сможем развить этот бизнес в России столь же успешно, как сделали это в Скандинавии и странах Балтии.

- В Европе Tele2 занимается не только сотовой связью, но также предоставляет услуги проводной телефонии, передачи данных и Интернет. Ограничивается ли интерес Tele2 в России одной лишь сотовой связью?
- В России мы в первую очередь заинтересованы в развитии мобильного бизнеса. На других рынках мы являемся крупным игроком в сегменте проводных услуг и Интернет-доступа. Поэтому мы готовы выйти с этими услугами и на российский рынок, если нам представится такая возможность и если мы увидим коммерческие перспективы. Российский рынок связи постепенно либерализуется, и на нем появляются возможности для новых игроков.

- Tele2 заплатила Millicom за ее российские сотовые дочки $80 млн и должна отдать еще до $30 млн в зависимости от того, сколько GSM-лицензий они смогут получить. Как идет процесс получения лицензий и какова будет окончательная цена сделки?
- Похоже, что мы заплатим максимальную цену - $30 млн. Десять наших компаний уже получили лицензии GSM-1800, и мы надеемся, что последний AMPS-оператор - петербургская FORA Communications - получит такую лицензию в течение ближайших двух месяцев. Хотя до тех пор, пока этот документ не окажется у нас в руках, нельзя быть в этом полностью уверенным в положительном исходе. Если FORA получит лицензию GSM-1800, мы выплатим Millicom $30 млн, то есть общая стоимость покупки 13 российских сотовых компаний достигнет $110 млн.

- Когда это произойдет?
- Я не знаю точно, когда мы получим последнюю GSM-лицензию, поэтому не могу назвать срока выплаты $30 млн компании Millicom. Выдача лицензий в России - процесс загадочный. Мне неизвестно, какие шаги должны быть предприняты, чтобы эта процедура ускорилась. Мало того, постоянно возникают какие-то задержки. Лицензию для FORA нам обещали выдать в декабре, потом в январе, феврале… Сейчас уже март, а ее все нет.

- С чем связана такая задержка?
- Проблем с лицензией для FORA было много, в частности - отсутствие в Петербурге свободных частот в диапазоне 1800 МГц. Но частотную проблемы мы решили. Последняя проблема заключалась в том, что под маркой FORA действуют две различных компании - "Санкт-Петербург Телеком" (СПТ) и "Облком". Первая имеет лицензию на Петербург, вторая - на Ленобласть (хотя своего коммутатора у "Облкома" нет, и все областные базовые станции включены в питерский коммутатор СПТ). Этот случай в России уникален, и Минсвязи долго выясняло, какая компания должна получить единую лицензию GSM-1800 на город и область. Решено, что лицензиатом станет СПТ. Сейчас вопросов к нам у Минсвязи не осталось, и сейчас дело за простым оформлением лицензии.

- Все российские активы Millicom были объединены в субхолдинг FORA Telecom B.V., зарегистрированный в Нидерландах. Кроме того, все дочки Millicom продвигали под маркой FORA услуги prepaid. Планирует ли Tele2 использовать марку FORA?
- Нет. Мы собираемся для всех российских дочек вывести на рынок марку Tele2. Три компании - "Ростовская Сотовая Связь", "Кемеровская Мобильная Связь" и "Курская Сотовая Связь" - уже работают под маркой Tele2. Постепенно она охватит и остальные регионы. У нас уже есть негативный опыт использования чужого брэнда: некоторые дочки Millicom работали под маркой "БиЛайн" [в частности, ЗАО "Сотовая Связь Удмуртии" и  ООО "Челябинская Сотовая Связь" - прим. ComNews.ru]. Это оказалось не слишком хорошо для нас - как выяснилось, мы продвигали своих нынешних конкурентов.

- Есть ли у Tele2 планы покупки других сотовых компаний в России?
- Определенных планов нет. Если такие возможности будут появляться, мы готовы их рассматривать.

- На российском рынке сотовой связи явно сформировались три основных игрока - "Вымпелком" (сеть "БиЛайн"), "Мобильные ТелеСистемы" и "Телекоминвест" (сеть "МегаФон"). На национальный масштаб претендует и MCT Corp. (сеть "Индиго). На что рассчитывает Tele2, есть ли место на рынке для еще одного игрока?
- Однозначно есть, по крайней мере для такой компании как Tele2. На всех рынках мы сталкивались с гигантами, бились с монополиями, и снова и снова показывали, что мы успешны, что можем быстро подстраиваться под требования рынка и нужды потребителей. Когда я 12 лет назад пришел в Tele2 (тогда она называлась NetCom AB), мы работали в одной Швеции в аналоговом стандарте NMT-450 и обслуживали 20 тыс. пользователей. Сегодня мы ведем бизнес в 23 странах Европы, у нас более 15 млн абонентов, а годовой оборот превышает $2,5 млрд. Так что мы не раз доказали, что не боимся конкуренции и способны достичь успеха.

- Но во всех странах Tele2 имеет национальные лицензии, а в России вы покрываете лишь отдельные пятна, разбросанные по гигантской территории страны. Уверены ли вы в успехе в таких условиях?
- В краткосрочной перспективе (3-5 лет) я не вижу в этом негативного влияния. В таком положении есть и свои преимущества: мы ближе к абонентам, ближе к рынку, лучше понимаем местную специфику, чем национальные гиганты.

- Похожим на Tele2 путем идет и корпорация MCT Corp. Не собираетесь ли вы объединить с ней усилия, чтобы эффективнее противостоять конкурентам?
- Мы открыты для кооперации и сотрудничества с любым игроком, если это принесем нам дополнительные возможности. Но никаких переговоров на этот счет с представителями МСТ мы не вели и не ведем.

- В каком из российских городов Tele2 запустит первую GSM-сеть?
- Мы пока не делаем заявлений на эту тему.

- Будет ли Tele2 просить дополнений на GSM-900 к своим лицензиям или собирается создавать сети только в диапазоне 1800 МГц?
-  Там, где это возможно, мы будет обращаться за дополнениями на GSM-900. В различных регионах ситуация разная, но в большинстве из них частоты в диапазоне 900 МГц заняты военными и спецслужбами. Зато расширенный диапазон (E-GSM) в основном свободен.

- Выбрала ли Tele2 поставщика оборудования для своих GSM-сетей в России?
- Мы уже объявили тендер на поставку сетевого оборудования стандарта GSM. Его проводит специально созданная нами для подобных целей фирма Procure IT right AB. Результаты тендера будут объявлены не позднее конца мая.

- Кто из производителей участвует в этом тендере?
- Я не имею права называть участников тендера.

- Какие инвестиции Tele2 готова сделать в России?
- Я не могу огласить цифру до официального объявления. В последнее время мы постоянно слышим такой вопрос от всех аналитиков. Подождите еще чуть-чуть, и все будет объявлено. Могу лишь сказать, что это больше деньги - свыше $100 млн. Причем это не будет одномоментное вливание во все дочерние компании: инвестиции будут делаться step-by-step, в зависимости от ситуации в каждом из регионов. Мы будем тщательно отбирать компании для первых инвестиций, и это одна из целей нашего визита в Россию.

- Какое место на российском сотовом рынке намерена занять Tele2?
- Значительное. В национальном масштабе мы не будем крупным игроком, но в регионах нашего присутствия мы намерены быть крупнейшим сотовым оператором.

- Даже в Москве и Петербурге?
- Это - цель, и мы будем к ней стремиться. Иными словами, нас не будет устраивать позиция третьего или второго игрока даже в этих городах.

- "Московская сотовая связь" - единственная российская дочка Tele2, которая не собирается создавать GSM-сеть, к тому же у вас всего 20% ее акций. Не планирует ли Tele2 выйти из состава акционеров этой компании?
- Мы не принимали такого решения. МСС - часть российской покупки, и мы смотрим на развитие этой компании положительно. Так что Tele2 собирается сохранить долю в МСС.

Примечание:

Tele2 AB (тогда - NetCom AB) создана в 1993 г. в Швеции. Сегодня компания предоставляет услуги сотовой и проводной телефонии, передачи данных, Интернет и кабельного ТВ в 23 странах Европы (включая Литву, Латвию и Эстонию) под марками Tele2, Tango и Comviq. Суммарное количество абонентов Tele2 AB превышает 15 млн человек.

Оборот Tele2 в 2001 г. составил SEK 25,085 млрд (около $2,5 млрд), что означает годовой рост на 54% (оборот компании в 2000 г. составил SEK 16,24 млрд). Прибыль до уплаты налогов (EBITDA) Tele2 AB в 2001 г. достигла SEK 1,7 млрд.

В январе 2001 г. Tele2 договорилась с главным конкурентом на домашнем рынке (в Швеции) - Telia AB - о создании совместного предприятия (50/50) для создания общими силами сотовой сети 3-го поколения. Декларируемая цель объединения усилий - сокращение расходов.

Леонид Коник

 


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov