Российский Телеком 2000-2002

home | о проекте | контакты | карта  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
Rambler's Top100

Интервью c президентом ЗАО "Компания Транстелеком"

 

Виктор Ратников:
«Транстелеком» хочет быть полезным новому бизнесу

За четыре года своего существования «Транстелеком», учрежденный Российскими железными дорогами для развития своих телекоммуникаций, создал одну из крупнейших и наиболее современных сетей связи в стране. В середине октября этого года компания сдала в эксплуатацию уникальную цифровую магистраль, целиком построенную на оптоволокне и пересекающую всю Россию с запада на восток на расстояние 45 000 км. Аналитики рынка давно называют компанию наиболее серьезным конкурентом «Ростелекома», сохраняющего пока свой статус монополиста на отечественном рынке дальней связи. 
Однако президент и председатель правления «Транстелекома» Виктор Ратников в беседе с «Русским Фокусом» пытается продемонстрировать практически полное отсутствие духа соперничества и о перспективах своей компании рассуждает крайне осторожно. Он подчеркивает, что прежде всего «Транстелеком» является инфраструктурным проектом железных дорог и лишь во вторую очередь - коммерческим оператором услуг связи. Реализовать все преимущества, которые компания могла бы предложить как корпоративным, так и частным потребителям, не позволяет политическое давление: более современная и экономически эффективная сеть остается невостребованной из-за блокирования деятельности «Транстелекома» со стороны Минсвязи.

- Менее двух месяцев назад «Транстелеком» завершил строительство магистральной сети связи и объявил о начале предоставления коммерческих услуг. Теперь, видимо, следует ждать активной экспансии компании на рынке?
- Сразу скажу, что сеть строится железными дорогами и для железных дорог. Это для нас основной постулат. Компания «Транстелеком» была создана, чтобы построить и обслуживать эту сеть. И первая цель, которая ставилась, - это обновление прежней инфраструктуры, построенной еще в 1940-1950-е гг.: ведь уровень износа телекоммуникационных средств на железных дорогах в прошлом году достиг 86%.

Давайте посмотрим, в каком государстве, хотя бы в окружении России, железные дороги не имеют подобной инфраструктуры? Только в Северной Корее. В Японии есть Japan Telecom, третий по величине оператор страны. В Китае - China Railcom, осваивающий 120 000 км оптоволокна. Подобные сети есть в Монголии, Прибалтике, Финляндии. Третий по величине оператор США - SPRINT (South Pacific Railway Information Network Technology) - тоже начинал с железных дорог.

Железные дороги вынуждены строить собственные информационные сети, это требование современной технологии, их пользователей - логистических компаний, которые занимаются доставкой грузов, страховых и кредитных организаций. Новые технологии позволяют наладить управление движением, подвижным составом и, что особенно важно для клиента, грузами. У нас вся эта система пока работает «от станции до станции», а во всем мире - «от двери до двери». Крайне желательно, чтобы грузовладелец не реже чем раз в четыре часа имел полную информацию о местонахождении груза, его состоянии и т. д. Это нормальные мировые требования.

Железные дороги перевозят 80% груза в России. И до 90% российского населения проживает вблизи железных дорог - а значит, и нашей сети. Вот потенциал, который должен быть использован российскими телекоммуникационными операторами.

- Вы говорите об операторах во множественном числе. Значит ли это, что «Транстелеком» позиционирует себя в первую очередь как игрок оптового телекоммуникационного рынка, «оператор для операторов», и в меньшей степени - как оператор, обслуживающий конечного пользователя?
- Это и так, и не так. Сегодня «Транстелеком» - действительно оператор для других операторов, которые обслуживают конечных пользователей и которых мы привыкли называть провайдерами. Наша сеть предоставляет населению доступ к услугам, но - через провайдеров. Я считаю, это станет толчком для развития института провайдерства. Ценность нашей сети в том, что услуги, которые сегодня есть только в Москве и Петербурге, становятся доступны и на всей остальной территории страны. И не за счет монополизма компании «Транстелеком» - просто возникает возможность для развития провайдеров, предоставляющих такой же класс услуг на очень широкой территории. Это дает возможность быстрого развития для сотовых компаний и особенно для интернет-операторов.

Но завтра ситуация может измениться. Ведь вся наша промышленность тоже группируется вокруг железных дорог. Значит, появляется уникальная возможность предоставлять предприятиям телекоммуникационные услуги в одном пакете вместе с транспортными. Поэтому корпоративный рынок - это как бы следующая фаза нашего развития.

- Можно ли уже сейчас назвать кого-нибудь из клиентов «Транстелекома», с кем уже заключены договоры на обслуживание?
- Затрудняюсь ответить: подобная информация носит конфиденциальный характер и для ее разглашения мы должны просить разрешения у клиентов. Но могу сказать, что таким списком клиентов мог бы гордиться любой оператор в России. В него входят и так называемые традиционные, и альтернативные операторы, все сотовые компании, большое количество интернет-провайдеров (ISP), есть государственные структуры. Например, уникальные возможности магистральной цифровой сети связи «Транстелекома» позволили объединить терафлопные вычислительные комплексы Российской академии наук, расположенные в разных городах России, с целью создания сети распределенных вычислений. В качестве первого шага намечено подключение к ресурсам суперкомпьютеров научных центров Новосибирска и Екатеринбурга. Кстати, техникой такого уровня во всем мире владеют только три страны - США, Россия и Япония. Участвуем в проекте и мы, чем очень горды.

- По всем основным параметрам сеть «Транстелекома» сопоставима с магистралью «Ростелекома». Ваш предшественник на посту президента компании Константин Шаповаленко утверждал, что «Транстелеком» не намерен конкурировать с «Ростелекомом». Более того, ваша компания была готова предоставить «Ростелекому» в аренду собственные каналы связи - в частности, на Дальнем Востоке. Вы разделяете эту позицию?
- Абсолютно. «Ростелеком» является монопольным оператором на рынке междугородной и международной телефонной связи общего пользования. На этот рынок мы не претендуем. Мы себя позиционируем как нового, инновационного оператора и будем заниматься именно новыми технологиями.

Беседовал Игорь Цуканов
Интервью публикуется в сокращенном варианте.
Окончание читайте в журнале "Русский фокус".№35, 10-16 декабря 2001г

Дополнительно:

Cм так же ЗАО Компания Транcтелеком


 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov