Виктор Ратников:
«Транстелеком» хочет быть
полезным новому бизнесу
За четыре года своего существования «Транстелеком»,
учрежденный Российскими железными
дорогами для развития своих
телекоммуникаций, создал одну из
крупнейших и наиболее современных
сетей связи в стране. В середине
октября этого года компания сдала в
эксплуатацию уникальную цифровую
магистраль, целиком построенную на
оптоволокне и пересекающую всю Россию
с запада на восток на расстояние 45 000 км.
Аналитики рынка давно называют
компанию наиболее серьезным
конкурентом «Ростелекома»,
сохраняющего пока свой статус
монополиста на отечественном рынке
дальней связи.
Однако президент и председатель
правления «Транстелекома» Виктор
Ратников в беседе с «Русским Фокусом»
пытается продемонстрировать
практически полное отсутствие духа
соперничества и о перспективах своей
компании рассуждает крайне осторожно.
Он подчеркивает, что прежде всего «Транстелеком»
является инфраструктурным проектом
железных дорог и лишь во вторую очередь
- коммерческим оператором услуг связи.
Реализовать все преимущества, которые
компания могла бы предложить как
корпоративным, так и частным
потребителям, не позволяет
политическое давление: более
современная и экономически
эффективная сеть остается
невостребованной из-за блокирования
деятельности «Транстелекома» со
стороны Минсвязи.
- Менее двух месяцев назад «Транстелеком»
завершил строительство магистральной
сети связи и объявил о начале
предоставления коммерческих услуг.
Теперь, видимо, следует ждать активной
экспансии компании на рынке?
- Сразу скажу, что сеть строится
железными дорогами и для железных
дорог. Это для нас основной постулат.
Компания «Транстелеком» была создана,
чтобы построить и обслуживать эту сеть.
И первая цель, которая ставилась, - это
обновление прежней инфраструктуры,
построенной еще в 1940-1950-е гг.: ведь
уровень износа телекоммуникационных
средств на железных дорогах в прошлом
году достиг 86%.
Давайте посмотрим, в каком
государстве, хотя бы в окружении России,
железные дороги не имеют подобной
инфраструктуры? Только в Северной
Корее. В Японии есть Japan Telecom, третий по
величине оператор страны. В Китае - China
Railcom, осваивающий 120 000 км оптоволокна.
Подобные сети есть в Монголии,
Прибалтике, Финляндии. Третий по
величине оператор США - SPRINT (South Pacific Railway
Information Network Technology) - тоже начинал с
железных дорог.
Железные дороги вынуждены строить
собственные информационные сети, это
требование современной технологии, их
пользователей - логистических компаний,
которые занимаются доставкой грузов,
страховых и кредитных организаций.
Новые технологии позволяют наладить
управление движением, подвижным
составом и, что особенно важно для
клиента, грузами. У нас вся эта система
пока работает «от станции до станции»,
а во всем мире - «от двери до двери».
Крайне желательно, чтобы грузовладелец
не реже чем раз в четыре часа имел
полную информацию о местонахождении
груза, его состоянии и т. д. Это
нормальные мировые требования.
Железные дороги перевозят 80% груза в
России. И до 90% российского населения
проживает вблизи железных дорог - а
значит, и нашей сети. Вот потенциал,
который должен быть использован
российскими телекоммуникационными
операторами.
- Вы говорите об операторах во
множественном числе. Значит ли это, что
«Транстелеком» позиционирует себя в
первую очередь как игрок оптового
телекоммуникационного рынка, «оператор
для операторов», и в меньшей степени -
как оператор, обслуживающий конечного
пользователя?
- Это и так, и не так. Сегодня «Транстелеком»
- действительно оператор для других
операторов, которые обслуживают
конечных пользователей и которых мы
привыкли называть провайдерами. Наша
сеть предоставляет населению доступ к
услугам, но - через провайдеров. Я
считаю, это станет толчком для развития
института провайдерства. Ценность
нашей сети в том, что услуги, которые
сегодня есть только в Москве и
Петербурге, становятся доступны и на
всей остальной территории страны. И не
за счет монополизма компании «Транстелеком»
- просто возникает возможность для
развития провайдеров, предоставляющих
такой же класс услуг на очень широкой
территории. Это дает возможность
быстрого развития для сотовых компаний
и особенно для интернет-операторов.
Но завтра ситуация может измениться.
Ведь вся наша промышленность тоже
группируется вокруг железных дорог.
Значит, появляется уникальная
возможность предоставлять
предприятиям телекоммуникационные
услуги в одном пакете вместе с
транспортными. Поэтому корпоративный
рынок - это как бы следующая фаза нашего
развития.
- Можно ли уже сейчас назвать кого-нибудь
из клиентов «Транстелекома», с кем уже
заключены договоры на обслуживание?
- Затрудняюсь ответить: подобная
информация носит конфиденциальный
характер и для ее разглашения мы должны
просить разрешения у клиентов. Но могу
сказать, что таким списком клиентов мог
бы гордиться любой оператор в России. В
него входят и так называемые
традиционные, и альтернативные
операторы, все сотовые компании,
большое количество интернет-провайдеров
(ISP), есть государственные структуры.
Например, уникальные возможности
магистральной цифровой сети связи «Транстелекома»
позволили объединить терафлопные
вычислительные комплексы Российской
академии наук, расположенные в разных
городах России, с целью создания сети
распределенных вычислений. В качестве
первого шага намечено подключение к
ресурсам суперкомпьютеров научных
центров Новосибирска и Екатеринбурга.
Кстати, техникой такого уровня во всем
мире владеют только три страны - США,
Россия и Япония. Участвуем в проекте и
мы, чем очень горды.
- По всем основным параметрам сеть «Транстелекома»
сопоставима с магистралью «Ростелекома».
Ваш предшественник на посту президента
компании Константин Шаповаленко
утверждал, что «Транстелеком» не
намерен конкурировать с «Ростелекомом».
Более того, ваша компания была готова
предоставить «Ростелекому» в аренду
собственные каналы связи - в частности,
на Дальнем Востоке. Вы разделяете эту
позицию?
- Абсолютно. «Ростелеком» является
монопольным оператором на рынке
междугородной и международной
телефонной связи общего пользования.
На этот рынок мы не претендуем. Мы себя
позиционируем как нового,
инновационного оператора и будем
заниматься именно новыми технологиями.
Беседовал Игорь Цуканов
Интервью публикуется в сокращенном
варианте.
Окончание читайте в журнале "Русский
фокус".№35, 10-16 декабря 2001г
Дополнительно:
Cм
так же ЗАО Компания Транcтелеком
|