Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
Rambler's Top100

26 Марта 2002

Интервью со старшим  менеджером департамента 
по связям с общественностью Компании 
"Транстелеком" Андреем Поляковым


- Министр МПС Фадеев недавно заявил, что в ТрансТелеКом инвестирован 1 млрд долларов за 5 лет. По некоторым сведениям, эта цифра в несколько раз больше. Сколько инвестировано в МПС с момента основания компании в 97 году?

- С момента создания закрытого акционерного общества прямые инвестиции МПС в ЗАО «Компания ТрансТелеКом» (ТТК) ограничиваются приобретением по номинальной стоимости 51% капитала компании и составляют чуть более 1 миллиона рублей. МПС осуществил значительные инвестиции в программу информатизации, в частности, в строительство собственной телекоммуникационной инфраструктуры. Подрядчиком по строительству и эксплуатации сети выступил ТТК.

-В связи с отставкой Аксенинко и недавно состоявшемся заседанием правительства на котором рассматривалась инвестиционная программа МПС (урезанная почти на половину ) изменились ли планы железнодорожников по инвестициям в Транстелеком на 2002 год ?

-Как уже отмечалось, прямые инвестиции РЖД именно в ТТК составили несколько более 1 млн. рублей. Очевидно, вопрос касается инвестиций в создание МЦСС, проекта, основным подрядчиком по которому является наша компания. Как известно, в настоящее время завершено строительство сети вдоль 45 тысяч километров железных дорог, что составляет более 50% от общей протяженности Российских Железных Дорог. Концепция создания сети предполагала ее прокладку вдоль основных магистральных направлений железных дорог, что и было сделано – главным образом за последние 3 года. Наиболее активная фаза строительства сети завершена.

-Не кажется ли  Вам, что размер инвестиций железных дорог в строительство сети равный 1/5 годового объема всего рынка телекоммуникаций в России   чрезмерным т.к. созданные мощности в настоящее время полностью не задействованы  и имеют очень большой срок окупаемости ?

- Столь значительные инвестиции были выделены российскими железными дорогами потому, что управление ж.д. перевозками нужно ставить на современную основу, что, ясное дело, требует современной телекоммуникационной инфраструктуры. Поэтому я бы специально отметил, что РЖД осуществляли инвестиции на в ТТК, а в развитие собственной информационно - телекоммуникационной инфраструктуры, которая устарела как морально, так и физически. Существующая аналоговая сеть связи МПС по техническому уровню отвечает 70-80-м годам и, очевидно, требует модернизации. Вот эту современную инфраструктуру железные дороги и создают. Таким образом, источником экономического эффекта от совершенствования средств связи железных дорог является, в первую очередь, повышение эффективности транспортных операций. И отдача от инфраструктурного проекта МЦСС заключается, прежде всего в том, что повышается эффективность перевозок грузов не только внутри страны, а также можно выйти на рынок международных транзитных перевозок Европа-Азия.

Что касается возможности оказания услуг нежелезнодорожным пользователям – то это вовсе не самоцель проекта для РЖД, а возможность сократить сроки его окупаемости. По такому пути шли железные дороги во многих странах мира. Российские железные дороги тут скорее правило, чем исключение.

Таким образом, создание сети снижает затраты и потребность в капиталовложениях и, таким образом, способствует ограничению роста тарифа на перевозки. Поэтому рядовые граждане и грузоотправители от реализации этого проекта пострадать никак не могли. Стройка шла за счет амортизационных фондов, а не роста тарифов на перевозки.

Что касается затрат – то без затрат, как известно, ничего не построишь, не модернизируешь. Просто на данном этапе МПС, видимо, приняло решение, что именно перевод управления отраслью и перевозками на современные технологии более приоритетно, чем другие задачи.

Сейчас магистральная цифровая сеть связи практически построена. По мере перевода на нее систем управления перевозками появится возможность вывести из эксплуатации устаревшие линии связи, обслуживать которые гораздо дороже, чем современные цифровые. А это – прямая статья экономии расходов.

-По финансовым результатам работы компании за 3-ри квартала 2001 года видно, что ТТК продает услуги связи себе в убыток (почти в 3 раза ниже себестоимости) – когда планируется выход на окупаемость ?

-Это не так, ТТК не продает услуги далеко не ниже себестоимости. Другое дело, что во временном интервале выйти на окупаемость от услуг связи компании ещё предстоит. Объем средств, которые операторской компании (не МПС!) необходимо привлечь для развития телекоммуникационного бизнеса, полностью реализующего коммерческий потенциал сети, составляет около 500 миллионов долларов США.

-Как известно часть своих активов (49 %) ТТК собирался передать Digitech Holding Ltd для последующей продажи инвестору. Не изменились ли эти планы в связи с последними событиями в ЖД ведомстве?

-5 февраля 2002 года состоялось внеочередное общее собрание акционеров ЗАО "Компания ТрансТелеКом". На нем акционеры единогласно приняли решение о приобретении пакета акций (49 %) у кампании Diqitech Holdings Ltd. В настоящее время завершается юридическое оформление сделки.

-Если планы по продаже части акций Транстелекома не изменились, то кого вы видите в качестве потенциального инвестора ? 

-Мы считаем, что наиболее вероятным инвестором является консорциум с участием ведущих международных и российских финансовых институтов. В настоящее время ведутся предварительные консультации с потенциальными инвесторами, проявившими интерес к проекту.

-Какая на данный момент общая стратегия ТТК , как операторской компании ? На каких клиентов она ориентируется ?

-Общая стратегия ТТК как операторской компании в двух словах заключается в следующем:

Компания ориентирована на сектор так называемых «инновационных» или «высокотехнологичных» услуг. Речь идет в основном об услугах, базирующихся на технологии IP, таких, как Виртуальные частные сети IP VPN на базе MPLS, передача голоса поверх IP (VoIP), видеоконференций и других подобных службах. Ну и доступ в Интернет, конечно.

При этом, естественно, используется целый ряд преимуществ ТТК, таких, как наличие высокопроизводительной транспортной сети, проходящей через почти тысячу больших и малых городов и обеспечивающей эффективность доступа к услугам, возможность применить самые современные технические решения и т.д. Сама сеть построена при минимальных капитальных затратах, причем на компанию не давит груз устаревшей аналоговой инфраструктуры. Всё вместе это обеспечивает конкурентоспособные тарифы.

По нашим оценкам, наши услуги будут востребованы уже в самом ближайшем будущем. С первыми запросами потенциальных клиентов мы уже работаем. Первичная цель компании - стать ведущим оператором на вертикальном рынке предприятий транспортных отраслей экономики.

Что касается того, кто может быть нашим клиентом, то ТТК ориентируется как на рынок услуг, потребляемых операторскими компаниями разного уровня, так и на достаточно крупные корпорации, имеющие территориально распределенную структуру.

В частности, мы готовы предоставить на взаимовыгодных условиях пропускную способность транспортной сети ТТК и нашей IP сети и областным «Электросвязям» для выхода на города, куда у них нет цифровых линий связи, и «Ростелекому» для резервирования его магистралей.

При этом следует особо подчеркнуть, что ТТК не планирует выходить на рынок междугородной и международной телефонной связи общего пользования. Согласно имеющимся лицензиям, этот рынок – прерогатива компаний, входящих в ОАО «Связьинвест». И ТТК не собирается бороться за передел этого рынка.

Мы предпочитаем создать и предложить клиентам и партнерам-операторам что-то новое, а не пытаться отнять у кого-то часть доходов на устоявшихся рынках.

-Каковы нынешние планы выхода ТТК на международный рынок и когда наконец произойдет “стыковка” с международными сетями ?

-Стыковка на западе уже произошла. На сегодняшний день произошла стыковка сети ТТК с сетью Латвийской железной дороги в направлении на Латвию и с сетью Railtelia в направлении на Финляндию. На востоке сегодня ведутся тесты на стыке с сетью Монгольской железной дороги в Монголии. В ближайшие месяцы должна произойти стыковка с оптоволоконной сетью в Китае.

-Какие компании ТТК видит своими партнерами для продвижения услуг на международном рынке? По последним событиям мы видем , что  ТТК делает ставку на “небольшие” региональные сети типа Railtelia, ITUR, ТАЕ.  Будут ли входит в список потенциальных партнеров  такие известные в России компании предоставляющих услуги транспортной сети, как Телеглобе, Сонера , Телиа, европейский GTS (Ebone) и не известные (но от этого не являющимися менее крупными) , как Flag Telecom, Tycom,Global Crossing, Level 3 и другие ? Если нет, то почему? 

- Логично, что в первую очередь ТТК видит своими партнерами в пограничных с Россией странах, в первую очередь, телекоммуникационные компании, созданные на инфраструктуре железных дорог, стыковка с которыми позволит обеспечить технологическую связь между железными дорогами. В то же время, ТТК ведет переговоры с основными международными операторами, в том числе и с некоторыми из упомянутых Вами. Как известно, телеком бизнес на Западе сейчас находится не в лучшем положении. Часть операторов, в том числе известных, испытывает серьезные финансовые трудности. Поэтому выбор партнера будет определяться не его известностью, а коммерческими условиями, которые будут согласованы с потенциальным партнером.

Что касается ITUR, то в этом проекте, реализованном несколько лет назад, уже участвует Ростелеком. А что касается глобального проекта TAE, то он, строго говоря, проходит мимо территории России. Причем, в определенном смысле, конкуренция с проектом TAE, а также FLAG и Se-Me-We 3, входит в наши планы.

- Как ТТК в настоящий момент строит отношения с Ростелекомом ? Это война, в том числе и ценовая ?

- ТТК не находится с Ростелекомом в состоянии какой бы то ни было войны, ни ценовой, ни холодной, ни горячей. У нас вообще разные рынки в телеком бизнесе. Естественно, есть рынки, на которых мы пересекаемся – например, при предоставлении в аренду цифровых междугородных каналов. Но такое пересечение составляет существенно менее 10 % доходов Ростелекома, а для нас сегодня эта услуга – самая продаваемая. Причем доходы Ростелекома от этой услуги постоянно снижаются, а лидерами на этом сегменте рынка выступают Голден Телеком и Глобал Один.

Цены, предлагаемые своим клиентам, каждая из компаний рассчитывает, исходя из своих затрат, преимуществ, возможностей и маркетинговой политики. Где-то они выше, где-то ниже, но, в целом, являются волне сопоставимыми. Одно можно сказать, демпингом ТТК не занимается. Нам нужен рост доходов от операторской деятельности, нам нужно реализовывать крупные проекты, основанные на IP технологии. Это также требует использования наших внутренних ресурсов. Нам не до демпинга. В данном случае только на снижении цен за счет массовости клиентов рост доходов не обеспечишь – это не сотовая связь, экономика услуги по аренде каналов другая.

ТТК предлагает Ростелекому конструктивное взаимодействие. Например, есть регионы, где и нам, и им нужны резервные линии связи. Строить их – дорого, там пока нет такого трафика, чтобы загрузить несколько волоконно-оптических линий в каждой из компаний. Мы уже предложили Ростелекому свои ресурсы для резервирования их линий связи на Дальнем Востоке. Пока наши потенциальные партнеры думают.

С другой стороны, нам кажется, что даже конкуренция не исключает сотрудничества там, где это выгодно.

-В свое время существовали АМБИЦИОЗНЫЕ планы создания ТТК своей cпутниковая сети “ТрансТелеСат” – какова судьба этого проекта ? 

- Действительно, такая сеть была построена по заказу МПС для поддержки технологических потребностей РЖД там, где нет волоконно – оптических линий связи. В качестве строительной и эксплуатирующей компании было выбрано акционерное общество «Санкт-Петербургский Телепорт», входящее в состав региональных предприятий ТТК. Помимо обслуживания потребностей железных дорог спутниковые каналы используются для резервирования каналов управления Магистральной цифровой сети связи.

- Можете ли вы назвать своих основных коммерческих и “не коммерческих” клиентов ?

-Не устану повторять, что ЗАО «Компания ТрансТелеКом» создана Российскими железными дорогами и работает в первую очередь для них. Одновременно компания является оператором электросвязи для широкого круга потребителей. Сами понимаете, что часто по условию контракта мы не вправе назвать клиента без его ведома. Тем не менее, можно сказать (и это отражено в выпускаемых ТТК пресс-релизах), что среди наших клиентов есть как традиционные операторы (например, ОАО «Артелеком»), так и альтернативные операторы, есть сотовые компании (например, ОАО «Вымпелком-Р»), большое количество ISP, есть государственные структуры. Так, например, ТТК помог объединить терафлопные вычислительные комплексы Российской академии наук, расположенные в разных городах России, с целью создания сети распределенных вычислений в рамках международного проекта GRID. Есть и другие не менее яркие проекты.

Что такое «не коммерческие» клиенты для компании – коммерческого оператора связи не очень понятно, поэтому на эту часть вопроса ответить не берусь.

-Встречался ли президент ТТК с новым руководством Министерства ЖД и (или) с кем либо из руководства страны ? Если да , то о чем шел разговор?

- Президент ТТК поддерживает постоянный контакт с новым руководством министерства путей сообщения. Кстати сказать, министр Г.М. Фадеев является членом Совета директоров нашей компании. На встречах обсуждалось и было подтверждено, в частности, то, что в настоящее время пересматривать принятую стратегию развития ТТК в министерстве не намерены. Кроме того, президент ТТК Виктор Ратников проводит рабочие встречи с представителями Минсвязи, Мингосимущества, МАП и других министерств и ведомств. Обсуждаются обычные вопросы развития и взаимодействия.

-Планируется ли участие ТТК в каких либо государственных программах: президентской программе “Электронная Россия”, подключение почтовых отделений к интернету по программе Кибер-Почт@ и других ? 

-Компания, которая построила и эксплуатирует сеть связи национального масштаба, считает себя обязанной участвовать в государственных проектах. Так, например, ТТК планирует принять участие в программе «Электронная Россия». Мы участвуем в проработке нескольких пилотных проектов в рамках этой программы.

- И в заключении вопрос наших Читателей из компании Глобал Один. В связи с последними событиями вокруг ТТК их  серьезно беспокоит  судьба своих бывших сослуживцев, тех профессионалов ,что покинули ГО вместе  с Виктором Ратниковым .

-Спасибо за высокую оценку людей, перешедших к нам из ГО. Кстати сказать, к нам пришли также люди, имеющие опыт в других крупных телекоммуникационных компаниях, например, из Голден Телекома, Комстара, Andrews и других. А вообще, нет ничего удивительного, что людей интересуется судьбой тех, с кем они проработали бок о бок длительное время. Мне кажется, это обычное дело, когда за лидером, переходящим из одной компании в другую, тянутся люди. Они знакомы со стилем работы своего лидера, а новое место работы всегда сулит какие-то новые потенциальные возможности. Лидеру тоже так спокойнее – на новом месте его будут окружать люди, которых он знает и на которых он может положиться. Так что, та часть людей, что ушла из ГО, без работы не осталась. Возможно её даже больше, чем на старом месте. Но это лучше, чем её отсутствие.

Интервью впервые 
опубликованно на сайте Ricn.

Коментарий:  
Компания Транстелеком не смотря на последние  меры , которые она предпринимает по формированию своего имиджа, остается весьма не прозрачной структурой. Тем и интересно данное интервью, инициированное  бурной и продолжительной дискуссией, вызванной публикацией на сайте RICN провокационной  статьи "Транстелеком: Запасной Аэродром Аксененко" . Наш проект принимал участие в составлении вопросов, на которые спустя два месяца любезно согласился ответить Андрей Поляков.

Cм так же ЗАО Компания Транcтелеком


 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov