Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100

А за окном все так же стонут провода «Транстелекому» позарез нужны деньги на амбициозные проекты

Подконтрольная МПС компания «Транстелеком» начинает войну «на два фронта». Она теснит конкурентов на рынке магистральной связи и не оставляет попыток прорваться на международные маршруты. Для воплощения задуманного «Транстелекому» нужно от $50 млн до $200 млн. МПС этих денег не даст, профильные иностранные инвесторы тоже не спешат в Россию. Приходится как-то выкручиваться.

“Транстелеком” переходит от «этапа строительства» к
отапу коммерции». Компания была создана МПС в 1997 году, для того чтобы обеспечивать современной связью российские желез-
ные дороги и оказывать услуги на рынке связи. Прежний министр путей сообщения Николай Аксененко испытывал к «Транстелекому» самые теплые чувства.За несколько лет в строительство сети из средств МПС было инвестировано свыше $700 млн, волоконно-оптический кабель был протянут вдоль большинства железнодорожных магистралей, через 71 регион России. Однако новое руководство МПС не выказывает желания столь же щедро финансировать развитие телекоммуникационного бизнеса. В этих условиях компания решила ускорить наступление
на рынок связи. Пока доходы от коммерческих услуг связи менеджеры «Транстелекома» оценивают как «скромные».

Неширокое поле

На начало нового этапа в развитии компании указывают и кадровые перестановки.Летом прошлого года, еще при Аксененко,
пост президента «Транстелекома» оставил «строитель» Константин Шаповаленко.Его сменил «коммерсант» Виктор Ратников, ранее работавший в компании - операторе связи «Глобал Один». Затем из инвестиционного банка «Ренессанс Капитал» в «Транстелеком» пришел финансист Дмитрий Калинин. Третий назначенец,
который тоже пришел из «Глобал Один» и которого в «Транстелекоме» считают одним из самых ценных приобретений -старший вице-президент по коммерческой политике Ли Спаркман. 

Перед новой командой стоит непростая задача: поле для коммерческой деятельности «Транстелекома» ограничено. У
«Транстелекома» нет лицензий на некоторые интересные для него виды деятельности - в частности, на международную телефонную связь. Единственным держателем такой лицензии в России остается государственный оператор «Ростелеком». В свое время о лицензии на международную связь для «Транстелекома» хлопотал Ни-
колай Аксененко. Однако безуспешно.

В других секторах (например, предоставление каналов связи в аренду и передача данных) доля «Транстелекома» растет.
Однако здесь «Транстелекому» приходится бороться с такими же, как он, ведомственными операторами (см. справку), про-
тянувшими магистральные сети по всей России. Не стоит забывать и частных операторов связи - таких, как «Глобал Один»
или «Голден Телеком». По данным аналитика компании J'son & Partners Михаила Алексеева, «Транстелеком» занимает при-
мерно треть рынка магистральных выделенных каналов. Доход компании в 2001 г.составил около $10 млн.

(примечание www.russian-telecoms.net:8102/old - цифры взяты с потолка. Доход компании в 2001 году за услуги связи не превысил 7 миллионов . Да же за 1 квартал 2002 года , когда собственно и началось полная коммерческая эксплуатация сети доход в месяц не превышал  1 миллиона USD в месяц : Cм. Компания Транстелеком)

«До запредельных величин»

Однако для коммерции «в особо крупных размерах» «Транстелекому» не хватает денег. У «Транстелекома» есть технические проблемы - недостаточная емкость сети.
«Емкость волоконного кабеля практически неисчерпаема, но емкость сети зависит от того, какое оборудование (коммутаторы,
маршрутизаторы. -Прим. «К°») она использует. Сегодня в центральных регионах России загрузка сети «Транстелекома» часто
превышает 70%. Если же поставить новую аппаратуру, емкость подскочит до запредельных величин», - говорит старший ви-
це-президент по финансовой политике Дмитрий Калинин.

По оценкам специалистов «Транстелекома», на перевооружение всей сети потребуется порядка $200 млн. Но это «програм-
ма-максимум». Есть и «умеренный сценарий», он подразумевает установку не столь мощного оборудования и переоснащение
лишь наиболее нагруженных или наиболее коммерчески привлекательных маршрутов. В таком случае переоборудование сети обойдется в $50 млн.

Железные дороги свой инвестиционный потенциал исчерпали. МПС, хоть и решило вернуть 100% акций «Транстелекома» в
свою собственность (одно время 49-процентный пакет принадлежал офф-шорномуфонду Digitech Holding Ltd.), делать новые
вложения в компанию не намерено. Выход оператор видит в поиске сторонних инвесторов, прежде всего среди финансовых, а
не телекоммуникационных компаний.
«Международные операторы связи сегодняне в лучшем положении, - считает Калинин. - Маловероятно, что они будут делать
новые вложения в инфраструктуру российской связи. Впрочем, для «Транстелекома» это хорошо: благодаря тому, что конкурен-
ты ограничены в средствах, мы получаем «окно возможностей». У «Транстелекома» возникает шанс занять ту нишу на рынке,
на которую мы нацелились. Внутренний российский рынок можно назвать недообслуженным. Основные услуги телефонии представлены на рынке хорошо, но более сложные услуги (такие, как видеосвязь, конференцсвязь или «видео по заказу»)
практически отсутствуют».

Сибирский караван

Одновременно с поиском инвестора «телефонисты-железнодорожники» продолжают штурмовать международные рынки. Отсутствие лицензии на международную телефонию они считают временной трудностью.
«Транстелеком» всерьез рассчитывает закрепиться в такой перспективной области, как пропуск международного трафика из
Европы в Азию через территорию России. «Объем трафика между этими регионам очень большой, - говорит Калинин. - Но са-
мые популярные маршруты идут или через США, или через подводные кабели, проложенные по дну океана в обход Евразии».

Международные операторы связи не высказывают беспокойства по поводу желания российских компаний «оттянуть» на себя
часть международного трафика. По мнению вице-президента отделения компании Cable & Wireless по Северной Европе Дэвида Уотерхауза, протяженность маршрута - это еще не
решающий аргумент. «Путь через Россию,разумеется, короче, но для телефонной связи важно не только расстояние. Очень боль-
шую роль играют качество соединений, уровень взаимодействия между сетями разных операторов. Благодаря высокому качеству
связи маршрут через США пока наиболее конкурентоспособен», - сказал он.

Выходит, что «Транстелеком» унаследовал хроническую болезнь МПС: железнодорожный путь через Россию ведь тоже суще-
ственно короче морского, однако контейнерные грузы идут из Азии в Европу в обход.Так хоть и дольше, но менее рискованно.

Михаил Алексеев тоже не разделяет оптимизма «Транстелекома»: «Обслуживать транзитные пути между Европой и Азией пытались многие российские операторы, но добиться сколько-нибудь значительных успехов на этом поприще никому не удалось. Чтобы выполнить подобный проект, транспортная сеть должна привлечь в
качестве акционеров несколько крупнейших мировых операторов. У этих операторов в подобном случае появится веская причина пропускать изрядную долю мирового транзита через российский фрагмент сети».

Сергей Филимонов

... ДРУГИЕ МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА

«Транстелеком» не единственный ведомст-
венный оператор, имеющий лицензию на
оказание коммерческих услуг связи. Сегод-
I ня в России работают сотни ведомственных
компаний. Крупнейшие среди корпоратив-
ных сетей - «Энифком», принадлежащая
РАО «ЕЭС», две компании «Газпрома» -
«Газтелеком» и «Газком», а также «Уголь-
Телеком», созданная Министерством энер-
гетики. Поскольку у ведомственных опера-
торов избыток мощностей, операторы
предпринимают яростные попытки выйти
на рынок коммерческих телекоммуника-
ционных услуг и потеснить традиционных
игроков. Однако пока ведомственные опе-
раторы не могут похвастать размахом сво-
его бизнеса: по оценкам аналитиков, общее
число их абонентов не превышает 3,5 млн.
(Для сравнения: одна только МГТС имеет
свыше 4 млн абонентов.) Серьезную конку-
ренцию традиционным операторам ве-
домственные сети создают лишь в несколь-
ких областях - таких, как предоставление
каналов связи в аренду и передача данных.

"ТРАНСТЕЛЕКОМ":
МПС НА СВЯЗИ

Стратегия - обеспечение связью
предприятий МПС. Оказание услуг связи корпоративным клиентам и операторам связи

Сильные места - огромная инфраструктура. Гарантированный крупный
клиент в лице МПС. Магистральный кабель проходит вдоль железных дорог, то есть в местах концентрации населения 
Слабые места
- привычка полагаться на клиента в лице МПС провоцирует негибкость менеджмента, неагрессивную маркетинговую политику. Из-за протекционизма государства по отношению к предприятиям «Связьинвеста» у компании нет лицензий на некоторые
виды деятельности

 

Вернуться к хронике событий в ТТК


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov