Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100
ИНТЕРВЬЮ: Виктор Ратников, генеральный директор компании "ТрансТелеКом"

Александр Борейко
Ведомости

17 июля 2002

       

 Рынок у нас искусственно сжат.

        С тех пор как в МПС сменилось руководство, дочерняя компания ведомства - "ТрансТелеКом" - заметно преобразилась. Президентом "ТрансТелеКома" стал Сергей Липатов, приглашенный новым министром путей сообщения Геннадием Фадеевым, а в совет директоров помимо людей из МПС вскоре войдут представители четырех федеральных министерств. "ТрансТелеКом" больше не стремится к конкуренции с национальным оператором дальней связи "Ростелеком", а ищет для себя отраслевые ниши для успешного бизнеса. Он намерен сконцентрироваться на работе с операторами связи по передаче данных, а также с клиентами, так или иначе связанными с транспортным бизнесом. В перспективе "ТрансТелеКом" интересуется передачей транзитного трафика из Европы в Азию. О том, какие проблемы стоят сейчас перед оператором и в каком направлении он планирует развиваться, "Ведомостям" рассказал председатель правления "ТрансТелеКома" Виктор Ратников.

        - Нашел ли "ТрансТелеКом" свою нишу на современном российском рынке?

        - Все компании, которые имеют "право прохода" и распределенную топологию, вынуждены собственные каналы связи. Почему нельзя использовать другого оператора? Потому что другой оператор идет по другому маршруту. Здесь нужна связь именно на этой инфраструктуре. В современном мире это требование телеметрии для всех естественных монополистов. Возьмем список телекоммуникационных компаний в любой стране - энергетики там будут обязательно, газопроводы - если они есть - обязательно, железные дороги - обязательно.

        - Одно дело - строить ведомственную сеть, другое - работать в рыночных условиях и получать прибыль. Сколько операторов с магистральными сетями, оказывающих коммерческие услуги, наш рынок может потянуть?

        - Мне трудно ответить на этот вопрос. Рынок у нас искусственно сжат. Если мы рассмотрим телекоммуникационный рынок даже небольших стран, то он во много раз больше, чем в России. Это последствия 1998 г. и последствия той схемы, которая сегодня существует в сетях общего пользования, - субсидирование услуг на местную телефонную связь за счет междугородной и международной.

        Это дает жалкую цифру. В прошлом году оборот всех российских телекоммуникаций составил около $6 млрд. Для сравнения: только один японский холдинг NTT заработал $100 млрд. Хотя сейчас показатели роста телекоммуникаций опережают показатели роста нашей экономики.

        - Понятно, что рынок телекоммуникаций будет сейчас активно развиваться, но все же этот рост не в разы. Сколько магистральных операторов смогут работать на рынке, не сталкиваясь друг с другом лбами?

        - Они не будут сталкиваться лбами. Два-три оператора - это минимум, который необходим для страны. Сейчас развиваются сотовая телефония и Интернет. Они не могут развиваться без магистральных сетей.

        - На каких клиентов вы главным образом ориентируетесь? На альтернативных операторов? Ведь традиционным операторам связи не разрешают с вами работать, только с "Ростелекомом"?

        - Не могу сказать, что существует какое-то эмбарго на использование ресурсов "ТрансТелеКома". Лицензионных ограничений нет. Есть экономические ограничения: если компании находятся в одном холдинге, лучше бизнес сохранять в холдинге, чем отдавать его кому-то еще. Отчасти они работают с нами там, где ограничены возможности "Ростелекома".

        - Альтернативные операторы должны включаться в сеть общего пользования, которая в теории сливает трафик через "Ростелеком". Как здесь работает "ТрансТелеКом"?

        - Монополия существует только на междугородный и международный телефонный трафик общего пользования. Вы можете быть местным оператором телефонии, и вы обязаны только для телефонии отдавать этот трафик местному оператору связи или "Ростелекому". Все услуги по предоставлению в аренду каналов, по передаче данных по Интернету, по пакетной передаче голоса по IP не являются зоной монополии.

        - Когда вы рассчитываете на либерализацию рынка? После снятия ограничений вы готовитесь конкурировать на всей площадке и заниматься голосовым трафиком тоже?

        - Пока мы не планируем заниматься голосовым трафиком, потому что не видим в этом экономического смысла. Стремительно растет голос через Интернет. Там, где не удовлетворена потребность в телекоммуникациях, эта ниша заполняется новыми услугами нетрадиционной телефонии.

        - Но IP-телефония позиционируется сейчас как дешевая связь, которая не очень годится для высокодоходных бизнес-пользователей. ..

        - Если говорить о корпорациях с распределенной топологией, они уже во всем мире переходят на виртуальные частные сети на базе IP-протокола.

        - Так вы сейчас оператор для операторов или работаете с корпоративными клиентами?

        - И то и другое. Операторы нас привлекают тем, что сами подключаются к нашей сети, когда им нужны каналы связи. Для этого мало чего нужно. А вот работа с корпоративными клиентами гораздо интересней и гораздо более трудоемкая. Для них требуется "последняя миля", организация высококачественного обслуживания и т. д. Мы стремимся на этот рынок. Причем нас прежде всего привлекает весь вертикальный рынок транспортной индустрии. Это не только железные дороги сами по себе, но и весь бизнес-сегмент, который имеет отношение к транспорту, - финансовые институты, страховые компании, перевозчики, потребители транспортных услуг, которые могут стать нашими клиентами. В большинстве случаев железные дороги, на которые приходится до 80% грузоперевозок в нашей стране, выходят на морские порты, подходят к границе. Есть 400 000 юридических лиц, задействованных в транспортном процессе. Это наш приоритет среди конечных пользователей.

        - Государственные клиенты традиционно считаются обузой для оператора. Проект с "Электронной Россией" для вас имиджевый или вы рассчитываете на серьезную прибыль?

        - Все зависит от того, как пойдет эта программа. Она соединяет в себе много подпрограмм: строительство корпоративных сетей для финансовых и налоговых институтов, объединение властных структур разного уровня, общение государства и граждан. Мы надеемся на коммерческий успех проекта.

        - В каком виде планируется возврат инвестиционных средств, которые вложены МПС в строительство сети "ТрансТелеКома"?

        - В "ТрансТелеКом" МПС ничего не вкладывало. Вернее, вложило 1 млн руб. в уставный капитал. МПС строило руками "ТрансТелеКома" собственную телекоммуникационную инфраструктуру, и она принадлежит российским железным дорогам. А "ТрансТелеКом" является оператором на этой технологической и коммерческой сети и платит за ее аренду. Затраченные ресурсы - это амортизационные фонды российских железных дорог. Экономическая модель эффективного использования созданной инфраструктуры сейчас разрабатывается межведомственной комиссией.

        - По слухам, оборот вашей компании в прошлом году по коммерческим услугам связи составил около $18 млн. ..

        - "ТрансТелеКом" - это закрытое акционерное общество, и я не вправе раскрывать финансовые показатели деятельности компании. Но порядок цифр примерно такой.

        - Сколько вы намерены заработать в этом году в соответствии с бизнес-планом?

        - Мы хотим увеличить оборот компании по сравнению с 2001 г. в три раза.

        - Если "ТрансТелеКом" будет оставаться в полной собственности железных дорог, какие существуют возможности для привлечения средств на развитие?

        - С точки зрения оборудования существуют кредиты поставщиков, кредиты международных организаций. В принципе, мы считаем, что бизнес-план сделан достаточно консервативно, и это показывает реальность возврата средств. Наша задача - удержать компанию на привлекательном инвестиционном уровне. Чем больший путь она пройдет без поддержки и внешних вливаний, тем она будет дороже и привлекательней.

        - С другой стороны, чем больше она будет без вливаний, тем больше будет терять рынок. ..

        - Сейчас есть окно, благоприятное для нового оператора. Наша экономика по сравнению с остальным миром на подъеме. Состояние мировой телекоммуникационной отрасли достаточно плачевно. Стоимость телекоммуникационных активов в мире падает. Ожидается, что падение стоимости телекоммуникационных компаний будет продолжаться до III - IV кварталов этого года. В России связь не является биржевым товаром. В России сейчас есть возможность сделать рывок, и он будет полезен не только "ТрансТелеКому", но и другим операторам.

        - Есть ли у вас планы преобразовать "ТрансТелеКом" в ОАО?

        - Это пока один из сценариев. С точки зрения западного инвестора, сама отраслевая ниша сейчас непривлекательна. Их больше интересуют сотовые операторы: желание их купить превышает предложение. Для венчурного капиталиста это привлекательный проект, но он должен точно знать, как из него выйти. Это может быть либо IPO, либо продажа своей доли стратегическому инвестору.

        Мы будет рассматривать весь спектр - от кредитов до инвестиций, но начнем с кредитов.

        - Когда, по-вашему, компании надо переходить от самообеспечения к привлечению стороннего партнера?

        - Через год минимум.

        - Сколько вам нужно инвестиций, чтобы не упустить рынок?

        - Речь идет о сотнях миллионов долларов. Вообще, все зависит от аппетита. Я не говорю, что мы должны занять денег ровно столько, сколько дадут. Например, переоборудование сети с целью увеличения ее пропускной способности в сотню раз может стоить $100 - 150 млн, но нужно ли это делать сразу?

        - Есть ли у вас планы передачи транзитного трафика Европа - Азия?

        - Безусловно, это для нас очень интересно, потому что это одно из преимуществ нашей сети. Железные дороги везде смыкаются с железными дорогами пограничных государств. У нас сейчас 14 таких точек. До этого были аналоговые переходы, сейчас они цифровые.

        - На какие доходы от транзитного трафика вы рассчитываете?

        - Мы достаточно консервативно оцениваем перспективы. Я думаю, 7 - 10% от общего рынка [нынешний объем составляет $1,5 млрд в год] нас вполне устроит. Это конкуренция не с "Ростелекомом", а конкуренция на внешних рынках.

        Мы думаем, что за пять лет этого добиться реально. Но для этого нужно переоборудовать сеть. Как говорят зарубежные партнеры, для России вы сделали высокоскоростную магистраль, но с точки зрения международного трафика у вас "узкоколейка".

        - Что вы думаете о проекте FTA, связанном с прокладкой оптоволоконного кабеля по верхушкам мачт РАО ЕЭС?

        - Как мы его понимаем, это проект инфраструктурный, который предполагает сдачу операторам в аренду оптоволокна. Если у нас все пойдет нормально, мы с удовольствием арендовали бы тоже эти каналы для увеличения резервов или доступа в те точки, где у нас нет сети.

 

 


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov