ГЛАВНЫЙ ДЕВИЗ – НАДЕЖНОСТЬ.
Новые информационные
технологии на Приволжской магистрали
Анатольев Игорь,Мир связи. CONNECT! / 05.2002
«Волга-ТрансТелеКом» – одно из первых
региональных предприятий «Компании
ТрансТелеКом», где запустили в
эксплуатацию магистральную цифровую сеть
связи. Волоконно-оптические линии связи,
построенные вдоль стальных магистралей
Приволжской железной дороги, сразу же
позволили железнодорожникам «почувствовать
вкус к жизни». По сути, появление «волокна»
перевернуло их представление
о традиционных методах управления
железными дорогами государства.
– Еще совсем недавно, я не очень-то
понимал, зачем нужно было строить цифровую
сеть связи, – говорит главный инженер
дороги Александр Болотский. – Два года
назад я работал первым замом на
объединенном Саратовском отделении и, как
говорится, без особых проблем занимался
эксплуатационной работой. В то время вполне
нормально работала кабельная система связи,
а если связь есть – что еще нужно.
Я управлял железнодорожным хозяйством так,
как считал нужным, и был уверен, что все
хорошо получалось. Ведь мне было гораздо
легче по телефону передать последнюю
информацию о подвижном составе, чем
постоянно сообщать компьютеру свои
действия в течение всего рабочего дня. И
чего греха таить, порой докладывал
информацию так, как мне было удобно.
Прошло немного времени, и Александр
Болотский стал заместителем начальника
Приволжской дороги по экономике и финансам.
По его словам, когда он углубился в вопросы
сокращения расходов на железной дороге, то
просто ужаснулся от понимания того,
насколько вольно командовал в свое время
перевозочным процессом. И как далеко его
стратегия была далека от идеала.
– Ныне все по другому, – говорит он. – Я
даже представить не могу, как без
компьютерной техники и волоконно-оптических
линий связи можно заниматься экономикой. Я
ведь теперь знаю все, что творится на любом
участке дороги. И могу вмешаться, если увижу,
что кто-то очень вольготно командует
экономикой.
Вот так в свое время персональный компьютер
изменил мировозрение главного инженера
дороги. А сегодня уже он сам занимается
изменением стратегии управления подвижным
составом и внедряет на Приволжской
магистрали новые информационные
технологии.
Стоит ли говорить, как будет зависеть
система управления железнодорожным
транспортом от надежности волоконо-оптических
линий связи? Фактически их можно сравнить с
нервной системой, без которой жизнь
железнодорожной отрасли невозможна.
Связисты Приволжской магистрали относятся
к системе эксплуатации цифровой сети связи
по-особому. У них даже появились свои «ноу-хау»,
которых нет на других магистралях. К
примеру, линейно-эксплуатационные бригады
здесь формируются по смешанному принципу.
То есть часть специалистов набирается из «Волга-ТрансТелеКома»,
а часть из службы информатизации и связи «дороги».
Существует здесь и своя методика «выращивания»
профессионалов. Заместитель генерального
директора «Волга-ТрансТелеКома» по
эксплуатации Сергей Аввакумов называет ее
системой внутренней сертификации
специалиста.
– Дело в том, – говорит он, – что наши
требования к сотрудникам линейно-эксплуатационных
бригад столь высокие, что сразу найти
готовых специалистов – совершенно
нереально. Вот нам и пришлось создавать
свою собственную систему обучения.
По сути, она оказалась действительно
уникальной. За те три месяца, которые
будущим профессионалам предстоит провести
за учебной скамьей и на линии, им приходится
немало потрудиться. Первые две недели,
например, они обучаются в так называемом
трейнинг-центре при Самарской академии
связи, где маститые профессора дают им
вводный курс по SDH-технологии. Там же
приглашенные специалисты из «Ростелекома»
читают лекции по обслуживанию волоконно-оптических
линий связи.
Чтобы теория не оставалась только теорией,
«новоиспеченные» студенты возвращаясь в «Волга-ТрансТелеКом»,
приступают к осваиванию практических
навыков. Для этого каждого из них
прикрепляют к профессионалам с большим
опытом работы и те, как нитка за иголкой, два
с половиной месяца ходят и впитывают
сложную науку эксплуатации ВОЛС.
По истечении трех месяцев каждого «слушателя»
ожидает экзамен. Можно сказать, что в этом
испытании как раз и заключается очередное «ноу-хау»
уникальной методики подготовки
профессионалов.
Достаточно сказать, что эта сложная
процедура, как правило, продолжается
несколько дней. Ответить надо на более чем
сотню вопросов. И не только ответить, но и
доказать преподавателям свою правоту.
Прошедшим испытание считается тот, у кого
лишь 20% ответов засчитываются как «удовлетворительные»,
а остальные только на «хорошо» и «отлично».
Лишь после этого специалист получает
сертификат на право самостоятельной работы
со сложной техникой связи.
– Редко, кто сходу может достичь финиша, –
говорит «главный но науке и испытаниям» в
компании Андрей Петропавловский. – Чаще
приходится проводить переэкзаменовку,
которая назначается через две недели. Но
такое благо мы предоставляем лишь один раз.
Кому не удается им воспользоваться, путевка
в линейно-эксплуатационную бригаду закрыта
навсегда.
Специалисты «Волга-ТрансТелеКома»
используют самое современное оборудование.
Например, система Atlas, предназначенная для
мониторинга магистральной цифровой сети
связи. Она хоть и очень дорогая, зато
позволяет определить место отказа на линии
с точностью до нескольких метров.
В ближайшем будущем планируется установить
Atlas на всей магистрали. Это позволит им не
только с высокой точностью определять
место аварии, но и прогнозировать, где и
когда она может наступить. Для этого нужно
периодически посылать по линии тестовые
сигналы и по определенной методике сверять
между собой полученные результаты. Таким
образом, можно вычислить участки
оптического волокна с чрезмерным
напряжением. И, не дожидаясь, пока там
появятся проблемы, вмешаться и изменить
ситуацию, чтобы еще раз продемонстрировать
всем свое умение и мастерство, которое, как
известно, оценивается качеством работы
каналов связи.
|