Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

"Транстелеком" обнулился

Светлана Витковская
Дмитрий Симаков
Ведомости

30 октября 2002
         В ближайшее время принадлежащий железнодорожному ведомству оператор связи "Транстелеком" начнет свою жизнь заново. Компания в этом месяце завершает списание со своего баланса магистральной сети связи, которая формировала ей огромные долги перед Министерством путей сообщения (МПС). Кто в итоге станет владельцем сети, пока не понятно: государство планирует отобрать у МПС все хозяйственные функции.

        На днях первый замминистра МПС Михаил Иванков заявил, что задолженность "Транстелекома", составлявшая на начало года около 20 млрд руб. , почти списана, а основные фонды компании поступили на баланс МПС. "На 1 октября сумма долгов составила 1 млрд руб. , а к концу года нам обещают сдать основные фонды еще на 1,5 млрд руб. Таким образом, мы будем им чуть-чуть должны", - отметил Иванков.

        Под основными фондами понимается протянувшаяся на 45 000 км магистральная волоконно-оптическая линия связи, соединившая 71 регион России. В консолидированной финансовой отчетности МПС за 2000 - 2001 гг. , подготовленной Andersen, характер операции, в результате которой образовалась задолженность "Транстелекома", называется "предоплата за строительство телекоммуникационных линий".

        В "Транстелекоме" подтвердили, что завершают передачу активов и начинают оказывать услуги, в том числе и министерству, на коммерческой основе. Вице-президент по связям с общественностью "Транстелекома" Александр Ромашко не исключил, что с формальной передачей имущества могут возникнуть некоторые задержки. По его словам, в собственности "Транстелекома" останется некоторое оборудование, в том числе разветвления от магистральной линии до абонентов ( "последняя миля").

        Отныне "Транстелеком" будет арендовать построенные им каналы, оказывая коммерческие услуги связи. Аналитики считают, что передача активов государству - это единственно верное решение. "Отдавать долги МПС, приватизировав "Транстелеком", было бы неверно. Таким образом, государство могло бы потерять контроль над стратегически важным активом", - отмечает аналитик "Тройки Диалог" Евгений Голосной. По его словам, передача линии связи в собственность МПС не скажется отрицательно на хозяйственной деятельности "Транстелекома", так как за ним остается право на ее использование. Начальник аналитического отдела "НИКойла" Константин Чернышев также уверен, что это не вызовет отрицательного эффекта для компании. "У "Транстелекома" есть своя ниша - услуги для МПС, а также рынок корпоративных клиентов, который еще не насыщен", - отметил Чернышев.

        Между тем у кого именно "Транстелеком" будет арендовать каналы связи, пока остается под вопросом. До сих пор МПС считалось и управляющим, и хозяйствующим субъектом. Но сейчас в первом чтении принят пакет законопроектов о реструктуризации МПС. Согласно плану реформы, у министерства будут отобраны все хозяйствующие функции. Заместитель министра МПС по реформированию Анна Белова вчера заявила агентству Reuters, что активы "Транстелекома" планируется передать будущей 100% -ной дочерней компании МПС - ОАО "Российские железные дороги".

        "Транстелеком" создан МПС как оператор волоконно-оптической сети связи. Акции "Транстелекома" распределены между 17 российскими железными дорогами. За три года МПС инвестировало в строительство своей сети связи около $1 млрд. Генподрядчиком строительных работ был назначен "Транстелеком". Сейчас большая часть емкости сети не используется, а сами железнодорожники эксплуатируют для своих нужд только 10 - 15% ее емкости.

        ТРУДНАЯ СУДЬБА "ТРАНСТЕЛЕКОМА": Начав строительство сети связи на деньги налогоплательщиков, МПС не просчитывало, как сделать проект эффективным в рыночных условиях. Чтобы обеспечить возврат инвестиций, в 2000 г. бывшее руководство МПС во главе с Николаем Аксененко приняло решение продать 49% акций "Транстелекома" стратегическому инвестору за $800 млн. Часть акций, принадлежавших железным дорогам и предназначенных для продажи, была переведена в "фонд прямых инвестиций" и впоследствии выведена в офшорную компанию Digitech. Однако на фоне общемирового спада отрасли связи покупателя не нашлось. Кроме того, привлекательность актива была снижена действиями Минсвязи. Когда "Транстелеком" обнародовал свое намерение стать вторым национальным оператором связи (после "Ростелекома") , Минсвязи отказало "Транстелекому" в лицензии на услуги междугородной и международной связи. Такой лицензии у компании нет и по сей день.

Вернуться к хронике событий в ТТК

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov