Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100
Президент ЗАО Компания ТрансТелеКом Сергей Липатов
 о работе и планах компании

Практически завершилось строительство самой протяженной в России оптоволоконной сети связи. Компанией ТрансТелеКом протянуто более 45 тысяч километров оптических линий связи от западных границ до Тихого океана, от Мурманска до Махачкалы. Единая магистральная цифровая сеть связи железнодорожного транспорта охватила 70 регионов России и проходит по территории, на которой проживают 90% населения страны. О работе компании рассказывает президент ЗАО Компания ТрансТелеКом Сергей Липатов

– Первый вопрос все же не о технологиях. Так совпало, что недавно исполнилось полгода, как вы стали президентом ТрансТелеКома. Срок достаточный для того, чтобы говорить о первых итогах, вехах. Итак, что свершилось и что не сбылось, хотя и намечалось?

– Все это время вместе с руководством МГТС мы определяли роль нашей компании в реформе отрасли. Ведь ЗАО Компания ТрансТелеКом на сто процентов принадлежит Российским железным дорогам. Теперь, спустя полгода, когда процесс законодательного оформления реформы близок к завершению, решение найдено. И мы вместе со всеми железнодорожными связистами готовимся к первым практическим шагам.

Продолжилось наше профессиональное становление на телекоммуникационном рынке. Доходы ТрансТелеКома от услуг связи за 2002 год выросли почти втрое и приблизились к доходам лидеров среди так называемых «альтернативных» – операторов. Ближайшая задача – подойти к конкурентам вплотную, а кого-то, может быть, и обогнать. Ну и, наконец, сложившаяся в компании команда не только сохранилась, но и стала еще сильнее, пополнившись новыми людьми.

– Ваша оптоволоконная сеть – уникальное сооружение, построенное Министерством путей сообщения и сегодня являющееся, если можно так сказать, жемчужиной на рынке связи. Но в СМИ проскальзывает информация, что обладать этой жемчужиной теперь хотят не только железнодорожники. Не могли бы вы внести ясность в то, кем и как будет эксплуатироваться сеть?

– Сеть связывает все важнейшие объекты железнодорожного транспорта страны. ТрансТелеКом на договорной основе осуществляет техническую эксплуатацию сети и арендует часть ее пропускной емкости для операторской деятельности. Мы уверены в том, что и дальше будем заниматься этим же. Только наша компания умеет обслуживать столь протяженные цифровые линии связи в увязке с системой эксплуатации железных дорог. Учтите, что и без того огромные потоки информационного обмена на железных дорогах теперь растут беспрецедентно бурными темпами.

Что же касается идеи изъятия части ресурса из сети и передачи его другому владельцу... Такие идеи рождаются в результате недопонимания. Расчленение сети разрушит жесткие требования железнодорожной безопасности. Это первое. А второе – по опыту, например, Германии, подобная сеть может дать эффект только в том случае, если и эксплуатантом, и оператором является одна и та же компания, контролируемая владельцами сети – железнодорожниками. Иначе коммерческая составляющая начнет мешать технологической, а этого допустить нельзя.

– Но сеть все же ведомственная. Не противоречит ли сам факт создания столь глобальных ведомственных линий связи национальным интересам?

– В России железнодорожный транспорт обслуживает около 80% национальных перевозок. Отвечает ли национальным интересам своевременная модернизация железнодорожного транспорта? Очевидно, что да. Следующий вопрос – возможно ли сегодня повышать эффективность отрасли без внедрения современных информационных технологий? Столь же очевидно, что нет.

А теперь спросим себя, существует ли в стране иная телекоммуникационная инфраструктура, способная передать необходимые для управления железными дорогами гигантские информационные потоки? Причем не только между расположенными в крупнейших городах управлениями дорог, хотя и здесь не все так очевидно, а между бесчисленными станциями, полустанками, через которые проходят поезда, где они формируются, загружаются? Нет сегодня в стране такой инфраструктуры.

Поэтому во все времена железные дороги имели свои линии связи. Не потому, что они хотят обособиться или отделиться, – вынуждает технология, а также и общее состояние связи в стране. Аналоговая ведомственная сеть изношена более чем на две трети и давно морально устарела. Кстати, по таким же причинам создают свои цифровые сети связи энергетики, нефтяники, газовики.

На самом деле это было очень дальновидное и грамотное решение – вложить внутриотраслевые финансовые резервы именно в «цифру». Теперь наши железные дороги могут, что называется, развиваться в ногу с прогрессом. Дальновидным, на мой взгляд, был и тот шаг, что при строительстве сети удалось заложить мощности, позволяющие оказывать услуги связи сторонним клиентам. Стоимость сети увеличилась на единицы процентов, а взамен появилась возможность получить довольно существенные дополнительные доходы, многократно превышающие дополнительные затраты.

Именно так поступают и за рубежом. Второй по размеру национальный оператор связи в Финляндии – ведомственный телекоммуникационный оператор электроэнергетики. Важную роль на рынке услуг связи этой страны играют и железнодорожные связисты. Немецкие железные дороги при строительстве своей сети использовали кабели емкостью от 96 до 200 и более волокон. Ясно, что не только под технологические нужды. Кстати, наша сеть построена на базе всего лишь 16-волоконных кабелей. Соответственно, и затраты на создание «коммерческого резерва» были относительно небольшими. Так что несправедливо говорить, что железнодорожники неоправданно «зарыли в землю» большие деньги. И еще один момент. В стране существует дефицит, а отнюдь не избыток услуг связи. ТрансТелеКому, как одному из активных участников рынка, это хорошо видно. Особенно если отъехать от Москвы на какое-то расстояние. В такой ситуации, как нам кажется, стоит не ограничивать операторов, приходящих на рынок с новой инфраструктурой, новыми услугами, а приветствовать их приход. Это и было бы истинной государственной политикой. Поэтому мы надеемся, что в законе «О связи», который скоро должен появиться в новой редакции, будут устранены неоправданные препятствия перед компаниями, решающими одновременно и технологические, и коммерческие задачи.

– А как вы в целом оцениваете новый законопроект?

– Если коротко, то неоднозначно. С одной стороны, видно, что разработчики постарались учесть как отечественный, так и мировой опыт. Хорошо, что новая редакция закона во многом конкретнее старого. С другой – в документе все еще много недомолвок, отсылок к подзаконным актам. Это вызывает беспокойство, ведь создается документ прямого действия.

Если эти недомолвки останутся и после принятия закона, можно будет довольно легко ограничить рыночную активность многих операторских компаний. В законе также следует обязательно сказать, что лицензионные условия для операторов должны устанавливаться понятным для всех образом, регулироваться нормативными документами, а не чьей-то волей. Хотелось бы большей ясности в понятиях «универсальная услуга», «оператор, занимающий существенное положение». Чтобы не получилось, например, что нашу компанию, занимающую «существенное положение» только в отдельных сегментах рынка, понуждают оказывать непрофильные универсальные услуги. Мы изложили свои мысли в виде конкретных поправок в текст закона и передали их в Федеральное собрание и разработчикам документа. Надеемся, что наши предложения помогут улучшить закон.

– Если Россия вступит в ВТО, жизнь связистам не покажется медом – конкуренция, и сегодня острая, еще более ожесточится. Соперничать придется с более изощренными, прошедшими больший путь развития западными компаниями. Крамольная мысль: может, российским операторам-конкурентам следует уже сегодня объединиться для того, чтобы выработать общую стратегию и тактику действий после вступления в ВТО?

– Российские операторы действительно могли бы выступать по многим вопросам консолидированно, ведь у нас много общих проблем. Мы, например, готовы сотрудничать с Ростелекомом при выходе на мировой рынок транзитного нетелефонного трафика. У двух компаний, если они активно взаимодействуют, шансы добиться успеха, естественно, значительно увеличиваются. Оставаясь конкурентами, компании могут и должны выступать единым фронтом там, где это эффективно. Еще один пример потенциально возможного партнерства – взаиморезервирование сетей в Азиатской части страны, на Дальнем Востоке. Там наши с Ростелекомом линии удачно дополняют друг друга.

Задача нашей компании не в том, чтобы, используя ресурсы мощнейшей сети, попытаться как-то перераспределить уже существующие потоки трафика и, грубо говоря, «отнять» часть доходов у других компаний, а в том, чтобы создать и предложить пользователям новые продукты. Во многих городах только наша компания предлагает в аренду междугородные цифровые каналы, высокоскоростной доступ в Интернет. Мы, наверное, первыми в стране продемонстрировали рынку такую высокотехнологичную услугу, как магистральные широкополосные виртуальные частные сети, построенные на базе мощной сети IP/MPLS. Эта услуга уже востребована крупными корпорациями. Наша инфраструктура вполне подходит и для продвижения федеральной программы «Электронная Россия».

Рынок российских телекоммуникаций необъятен, на нем найдется место каждому законопослушному оператору. Именно этот принцип лежит в основе конкретных действий ТрансТелеКома.

– Таким образом, выходит, что у вас все идет по плану? И такого, что «не сбылось, хотя и мечталось», попросту нет?

– Не сбылось еще достаточно много, мы только что говорили о нерешенных проблемах. Но я уверен: все сбудется, дайте только время. Пять лет назад проект строительства огромной цифровой сети многим казался нереальным. А сегодня она есть, работает. Причем проект начинался как чисто ведомственный, железнодорожный. А теперь мы видим, что он может послужить всей стране для подъема самого динамичного, современного, технологичного рынка – телекоммуникационного.

По материалам газеты «Известия», февраль 2003


Вернуться к хронике событий в ТТК


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov