Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100

Вице-президент по развитию продуктов и услуг компании "ТрансТелеКом" Евгений Николаев

- Споры вокруг российского интернета не прекращаются до сих пор. Говорят и о "ценовых войнах" и о возможном вмешательстве государства в процесс регулирования отношений между провайдерами. Существует масса юридических вопросов, остающихся до сих пор нерешенными. На ваш взгляд, какие проблемы являются наиболее острыми?

- Из всех проблем, существующих сегодня в российском Интернете, хотелось бы, прежде всего, остановиться на вопросах качества услуг и ответственности провайдеров перед конечными пользователями. Почему-то принято считать, что российский пользователь еще не готов платить за качество. Эта мысль неоднократно звучала и на последнем РИФе из уст представителей некоторых крупных провайдеров. Мы с таким мнением не очень согласны и считаем, что пользователь пользователю рознь. Если взять массовый рынок, то о качестве, наверное, действительно говорить рановато. И дело даже не в низкой покупательной способности, а в том, для каких целей используется интернет. Для большинства пользователей интернет по-прежнему является скорее модным увлечением или развлечением, чем предметом первой необходимости. Но существует и другая, постоянно расширяющаяся категория пользователей - корпоративные заказчики. Для них интернет представляет собой инструмент, без которого невозможно организовать ведение бизнеса на современном уровне. Кроме традиционных форм использования интернета, таких как просмотр общедоступной информации на web-серверах, корпоративные пользователи все чаще используют интернет для доступа к закрытым информационным ресурсам, работы с платежными системами, аренды приложений, а также в качестве среды для организации взаимодействия между офисами, в том числе и для IP-телефонии. Понятно, что для многих из перечисленных приложений качество интернет-услуг имеет первостепенное значение. И здесь наблюдается очень интересная картина. Прежде всего, само понятие "качество" в услугах доступа в интернет до сих пор никем не определено. Принято считать, что "качественный интернет" означает доступ по выделенному каналу. Именно такой вариант обычно называют интернетом "бизнесс-класса". На самом же деле выделенный канал обеспечивает лишь быстрое соединение с сервером провайдера, предоставившего этот канал, и информационными ресурсами, расположенными на его сети. Таким образом, независимо от скорости канала и его стоимости, нужные вам ресурсы интернет вполне могут оказаться либо недоступными совсем, либо реальная скорость передачи информации будет настолько низкой, что не будет чувствоваться разница между выделенным каналом и коммутируемым соединением.
И даже если корпоративный клиент потребует от своего провайдера включить в договор гарантии качества, например по таким параметрам, как максимальная задержка или процент потери пакетов, то максимум, что может реально обеспечить провайдер, это соблюдение этих показателей на своей сети. Все, что происходит вне этой сети, находится вне зоны его ответственности.
Важно отметить, что проблема качества - скорее организационная, чем технологическая. Это тот самый случай, когда бизнес отстает от технического прогресса. Интернет состоит из огромного множества сетей, управляемых разными провайдерами, и для того, чтобы все это могло работать как единая система, провайдеры должны "договариваться" между собой, то есть организовывать взаимодействие между своими сетями. Здесь уместно провести аналогию с мировой телефонной сетью, в которой правила межсетевого взаимодействия давно жестко определены - причем, не только на техническом, но и на коммерческом уровне. В интернете, увы, таких правил пока не существует.

- А как, на ваш взгляд, можно было бы исправить эту ситуацию?

- Прежде всего, интернет-провайдерам надо попытаться совместными усилиями сформулировать определения основных видов интернет-услуг и для каждого из них определить требования к качеству. Также давно назрела необходимость классификации самих провайдеров. В последние годы в интернете происходит диверсификация бизнеса и с этим нельзя не считаться. Термин "интернет-провайдер" уже мало о чем говорит. Кроме операторов, оказывающих традиционные услуги доступа в интернет, существует множество других - это хостинг-провайдеры и операторы контент-ресурсов, провайдеры приложений (ASP) и операторы IP-телефонии. Да и традиционные провайдеры достаточно неоднородны по своему составу: можно выделить магистральных и региональных провайдеров.
Поэтому настало время создать правила взаимодействия и разработать эффективные бизнес-модели, которые бы позволили справедливо распределять доходы, получаемые от конечных пользователей, между всеми участниками процесса в соответствии с их ролью, структурой затрат и т.д. Например, недооцененность (заниженная стоимость) магистральной составляющей по сравнению со стоимостью доступа для клиентов не стимулирует расширение магистральной сети и улучшение качества. Все формы интернет-бизнеса должны стать экономически выгодными и ориентированными на потребности пользователей. В этом залог успеха. Нам всем надо наконец осознать, что интернет представляет собой и определенный уровень развития бизнеса и социально-значимое явление и отлаженность межоператорских взаимоотношений в значительной степени определяет его дальнейшее развитие.
Вопросы регулирования Рунета - больная тема для свободолюбивых российских интернетчиков. Вместе с тем, для дальнейшей нормальной и расширяющейся работы в Рунете, для активного движения и бизнеса и всего российского и русскоязычного сообщества в целом к открытому и прозрачному обществу пришло время если не на государственном уровне, то на уровне ассоциации, включающей основных крупных операторов установить основные принципы построения российской сети, обеспечивающие активное развитие в интересах всего общества. Пора переходить от хаотичного построения и индивидуального развития к ясной и понятной для всех модели информационного обмена на магистральном уровне, четким принципам присоединения новых сетей и провайдеров, стимулирующим дальнейшее развитие, разделению сервисов по различным уровням качества и т.д. (что делается в развитых странах). У нас для этого есть все возможности.

- Какие шаги предпринимает "ТрансТелеКом" для построения цивилизованного рынка интернет-услуг?

- Как магистральный оператор мы много делаем для того, чтобы обеспечить качественный сервис нашим клиентам, большую часть которых составляют региональные интернет-провайдеры и операторы IP-телефонии. Как уже говорилось, мы исповедуем и пропагандируем дифференцированный подход к разным группам клиентов, т.е. в соответствии с их потребностями и, естественно, экономической целесообразностью, предлагаем им разные услуги и схемы взаимодействия. Много внимания уделяется и качеству самой услуги, например, с точки зрения связности с глобальным интернетом.
Рост доли российского потребляемого трафика (по эксперным оценкам - 55-60%)серьезно ставит вопрос об улучшении связности сетей в России. При этом связь российских провайдеров между собой через европейские и американские сети на данном этапе не представляется оптимальной.
Мы не исключаем такого развития событий, при котором выделятся независимые дата-центры, которые будут играть роль дистрибьюторов услуг интернет-провайдеров для владельцев информационных ресурсов, что, по нашему мнению, должно исключить необходимость бесплатного пиринга как такового. И мы готовы оказать всяческое содействие развитию этого направления интернет-услуг.
Развитие технологий и расширение доступности IP-услуг уже сегодня позволяют управлять параметрами качества в зависимости от сервиса. Так, имея одно физическое подключение к IP-порту, потребитель может получить разные IP-услуги для доступа в интернет или точнее для доступа к информационным ресурсам и обмена данными по IP-протоколу и для передачи трафика IP-телефонии. В обязательном порядке будет обеспечен требуемый уровень качества, причем он будет настроен в зависимости от требований сервиса. Также, по желанию клиента ему могут быть предложены и разные способы тарификация: для интернет - в зависимости от количества переданных данных, для IP-телефонии - в зависимости от продолжительности разговора.
Поэтому и взаимодействие операторов IP-услуг должно строится на базе сервисов, а не по принципу обмена некоторыми объемами разнородного IP-трафика. При этом будет возможно говорить про ответственность за качество сервиса провайдеров друг перед другом в интересах своих клиентов.

 


Размещено на сайте: 24.06.2003
© ComNews.ru


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov