Телеком в России 1992-2004

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Интервью с первым вице-президентом АФК "Система" Леваном Васадзе

Первый вице-президент АФК "Система" Леван Васадзе возглавляет команду, работающую над стратегией развития корпорации. "Система" - единственная из российских финансово-промышленных групп, не занимающаяся экспортом сырья. Вывод собственных бизнесов на биржу вскоре может стать для "Системы" основным источником средств для развития. Поэтому руководство корпорации намерено провести целых четыре IPO - не только дочерних компаний, но и самого холдинга. Но до этого "Система" планирует придать своим "дочкам" товарный вид. О долгосрочной стратегии "Системы", продажах и приобретениях Васадзе рассказал в интервью "Ведомостям".

- АФК "Система" - диверсифицированный холдинг с 11 различными бизнес-направлениями. Как сейчас выглядят ваши стратегические приоритеты?

- Сегодня из всего портфеля бизнесов "Системы" выделились крепкий костяк и два-три бизнеса вокруг него. Костяк - это телекоммуникации, страхование, недвижимость, электроника. А вокруг него по степени отдаленности идут торговля ( "Детский мир") , Московский банк реконструкции и развития (МБРР) и "Интурист". И где-то рядом - масс-медиа.

У нас есть критериальная база, в соответствии с которой мы определяем, сколько ресурсов выделять тому или иному бизнесу. Первая реперная точка этой базы - конец 2004 г. , вторая и последняя - конец 2006 г. Те бизнесы, которые не допрыгнут до этой планки, либо перестанут получать от нас инвестиции, либо будут проданы, либо будут переведены в режим ожидания.

Но нам не обязательно ждать до конца 2004 г. В январе были проданы нефтяные активы "Системы" - у них не было шансов стать одним из лидеров отрасли.

Раньше мы инвестировали веером, всем приходилось по чуть-чуть. Сейчас происходит концентрация инвестиционных усилий.

- Вы будете выводить на биржу акции самого холдинга?

- При нынешнем огромном удельном весе телекоммуникационных активов в бизнесе холдинга IPO "Системы" не имеет большого смысла. Все холдинги получают дисконт, но чем больше диверсификация холдинга, тем меньше этот дисконт. Например, если при 11 бизнес-направлениях 80% оборота приходится на одно из них, дисконт будет существенным. А если удельный вес у остальных бизнес-направлений хотя бы 50 - 60% , дисконт получается меньше.

У нас есть положительный пример [IPO] - "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). Мы надеемся, что в течение последующих двух-трех лет будет возможно IPO как минимум еще двух-трех компаний, входящих в АФК "Система": может быть, МГТС, "РОСНО", наш электронный холдинг КНЦ. ..

Когда мы почувствуем, что истощили внутренний потенциал вывода на рынок акций наших "дочек", настанет время делать IPO самой "Системы". При этом IPO всех компаний, которыми владеем, для нас не самоцель.

- Выходит, разговоры о возможной продаже МТС британскому телекоммуникационному оператору Vodafone имеют под собой почву - ведь диверсификацию можно увеличивать, продав часть основного бизнеса. ..

- C Vodafone мы никаких переговоров не ведем. Президент МТС Василий Сидоров поехал в Лондон на конференцию, и кто-то пустил слух о том, что он поехал продавать МТС. Мы далеки от мысли, что МТС достигла оптимума капитализации. Предложения продать МТС поступают постоянно, но у этой компании, являющейся одним из крупнейших операторов сотовой связи в Европе, появляется реальный шанс быть глобальным игроком. Зачем нам его упускать?

- В каком порядке вы намерены выводить на биржу компании - претенденты на IPO?

- Вывод каждой компании зависит от индивидуальных факторов. С "РОСНО" все зависит от выполнения бизнес-плана, разработанного нами совместно с немецкими партнерами. Что касается МГТС, здесь многое зависит от позиции нашего партнера "Связьинвеста" - блокирующего акционера этой компании. Для КНЦ 2004 год будет поворотным - ожидается достаточно агрессивный органический рост бизнеса, возможен целый ряд приобретений в России и бывшем СССР. Если в этом году наши планы реализуются, то IPO КНЦ можно будет проводить уже в 2005 г.

- Вы планируете оставить у "Системы" контрольный пакет компаний, выводимых на IPO, - МГТС, "РОСНО", КНЦ?. .

- Мы всегда даже после IPO ищем возможность владеть контрольными пакетами.

- Вы приобрели 50% участия в "Скай Линке" - проекте развития сотовой сети нового стандарта CDMA-450. Какое место он занимает в вашей телекоммуникационной стратегии?

- Мы решили, что не можем игнорировать глобальные подвижки в области стандарта CDMA. При отсутствии ясности с сотовой связью третьего поколения (3G) мы решили сыграть в эту технологию тоже.

- То есть до определения правил игры с выдачей лицензий на 3G о каких-то серьезных инвестициях в "Скай Линк" речи не идет?

- Есть базовый бизнес-план, подразумевающий самофинансирование исходя из тех бизнесов, которые там уже есть. Квантовых скачков с точки зрения инвестиций акционеров я пока не вижу.

- Ведутся ли переговоры со "Связьинвестом" по поводу продажи МГТС?

        - Постоянно. Задержка вызвана неопределенностью вокруг [продажи госпакета акций] самого "Связьинвеста".

- "РОСНО" проводит допэмиссию. Как в результате будет выглядеть структура акционеров?

- Сейчас у "Системы" 47% "РОСНО", у Allianz - 45% , примерно 8% принадлежит трем-четырем высшим менеджерам компании. Мы с группой Allianz будем выкупать акции допэмиссии пропорционально нашим долям. Топ-менеджеры выкупать допэмиссию, скорее всего, не будут.

- Возможен ли вариант, при котором "Система" получит контрольный пакет "РОСНО"?

- У нас и так контрольный пакет, потому что акции топ-менеджмента не голосуют. Они по доверенности переданы двум основным акционерам, и, по сути, у нас 51% , а у Allianz - 49% голосующих акций.

- А может ли такая пропорция образоваться де-факто?

- Нет, я, как председатель совета директоров "РОСНО", могу сказать, что стратегия однозначная - мы ни в коем случае не собираемся до IPO лишать менеджмент долгосрочной мотивации в создании акционерной стоимости. Менеджмент всегда будет владеть каким-то пакетом акций "РОСНО", и я бы не удивился, если бы круг менеджеров-акционеров расширился.

- Когда может состояться IPO "РОСНО"?

- Нам надо два-три года, чтобы дорастить компанию до необходимой критической массы. Чтобы сделать IPO, по моим оценкам, необходимо в IAS показать объем собранных премий больше чем $500 млн в год. Казалось бы, введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) для нас манна небесная: мы оценивали, что рынок вырастет до $3 млрд в год, и, если бы мы заняли, скажем, 10% от ОСАГО, было бы все прекрасно. Но, проведя анализ тарифов и мирового опыта, мы пришли к выводу, что не хотим идти по агрессивному массовому сценарию в этой области, потому что мы ведем свою отчетность по международным стандартам и учитываем резервы компании в соответствии с очень жесткими стандартами Allianz. Для компаний, ведущих отчетность по российским стандартам, тарифы ОСАГО менее болезненны.

Поэтому мы пошли по нишевому сценарию в области ОСАГО и делаем акцент на страховании машин с двигателем выше 95 лошадиных сил. Мы не гонимся за большими объемами, а играем в более прибыльной нише. И в других видах страхования наш подход также носит чуть менее массовый характер, чем у того же "Росгосстраха". Но зато компания более надежна и "пуленепробиваема". ..

- Когда планируется публичное размещение акций КНЦ?

- Оборот для этого должен составить не менее $500 млн. Сейчас идет очень большая работа по санации этого бизнеса. Мы пытаемся максимально задействовать потенциал существующих мощностей КНЦ, реализуем стратегию по созданию зонтичного брэнда потребительской электроники Sitronics. Сейчас под ним делаются телевизоры, телефоны, LCD-дисплеи, ноутбуки. .. Это первый случай, чтобы за такое взялась крупная российская корпорация. В мире не только европейские и американские, но и китайские и индийские производители пошли по пути создания зонтичных брэндов, поскольку это позволяет обеспечить колоссальную экономию на маркетинговых бюджетах.

- Расскажите о ваших новых проектах в недвижимости.

- Исторически сложилось так, что основное направление - это офисный девелопмент класса А: мы строили офисы и штаб-квартиры в основном для иностранных компаний. Восточноевропейская штаб-квартира Siemens - это наша гордость, самый крупный проект 2003 г. в области недвижимости. Этот заказ был отдан нам, так как штаб-квартира DaimlerChrysler, которую мы строили в Москве, была признана в Париже лучшим офисным центром. Раньше мы сразу продавали офисы, т. е. девелопмент был под продажу.

С появлением долгосрочного финансирования идет девелопмент под аренду. Сравнительно новый проект - здание "Галс Тауэр", которое сдано различным арендаторам. Последние три года мы занимается переориентацией и на девелопмент торговых площадей. Мы ведем переговоры с ЕБРР по поводу реконструкции здания "Детского мира".

- Как обстоят дела со строительством сети "Детский мир"?

- Мы сделали несколько проектов в городе и регионах. Помимо магазина в центре у нас большой - на 5000 кв. м - "Детский мир" в "Мега-IKEA", "Дом игрушки" на Якиманке. Есть региональные проекты, уже работающие в Тамбове и в Орле.

В регионах развитие будет идти по логистическому принципу; сначала мы будем насыщать Москву и двигаться в Питер в первую очередь, потом покрывать другие города, которые находятся в 500 км радиуса поставки.

- Когда планируется развернуть сеть "Детский мир" по основным городам?

- Я думаю, что в течение 5 - 7 лет.

- У "Системы" были планы по приобретению гостиничного комплекса "Космос". ..

- Такие переговоры ведутся.

- Какова стратегия в области туристического бизнеса?

- "Интурист" - крупнейший оператор въездного туризма, у нас около 20% рынка. Мы считаем что во въездном бизнесе дальше можно расти только за счет вертикальной интеграции, развивая собственную инфраструктуру. У нас идет строительство гостиницы на Покровке. Основная возможность в Москве - строительство гостиниц среднего класса, 3 - 4 звезды. Мы присматриваемся к гостиничным проектам в Санкт-Петербурге. Выездной бизнес, по нашим оценкам, в 10 раз больше, чем въездной, а темпы его роста в основном зависят от среднего дохода на душу населения. Главная проблема выездного бизнеса в том, что он почти никак не регулируется. У нас около 18 000 туроператоров по выезду - такого нет ни в одной стране. Наш анализ показывает, что на въезде мы должны расти через вертикальную интеграцию, на выезде мы готовимся к развитию розничной сети для туристов под единой унифицированной технологией. Здесь мы ищем синергию с "РОСНО" и МТС.

- Что планируется делать с медиаактивами "Системы"?

- У масс-медиа есть большой потенциал синергии с телекоммуникациями в области мультимедиа, но для этого нужно иметь другое качество собственного контента, чем у нас. У нас в этой области много мелких активов, мало что представляющих собой с точки зрения доли рынка. Наша стратегия сводится к поиску возможного партнерства и приобретению кого-нибудь стержневого актива. В этой области идет стратегический анализ, и в 2004 г. мы определимся, что будем делать - входить в этот бизнес более активно или выходить из него.

О КОМПАНИИ: Основанная в 1993 г. акционерная финансовая корпорация (АФК) "Система" - один из крупнейших в России многоотраслевых холдингов. В него входят предприятия различных отраслей экономики: телекоммуникации (МТС, МГТС, "МТУ-Информ", "Телмос", "Голден Лайн", "Комстар" и др. ) , электроника (НИИМЭ и завод "Микрон" и ряд предприятий микроэлектроники) , страхование ( "РОСНО") , недвижимость и строительство ( "Система-Галс") , а также финансы и ценные бумаги (АКБ "МБРР") , туризм ( "Интурист") , торговля (группа компаний "Детский мир") и др. Основному акционеру АФК "Система" - основателю корпорации Владимиру Евтушенкову - принадлежит более 75% уставного капитала. Остальные акции - у физических лиц из числа основателей компании, членов совета директоров и высшего руководства. Стоимость активов группы превышает $7 млрд.

 Александр Борейко

Источник: Ведомости, 12 февраля 2004 г.

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov