Евгений Васильев, генеральный директор "Петербург
Транзит Телеком": "Мы не претендуем на звание монополиста в телефонизации
новостроек Петербурга, а преследуем вполне определенные коммерческие цели"
ЗАО "Петербург Транзит Телеком" (ПТТ) предоставляет
телекоммуникационные услуги операторам фиксированной и сотовой связи, а
также Интернет-провайдерам. 100% акций компании принадлежит ОАО "Телекоминвест".
Основным событием 2004 г. для ПТТ стал запуск проекта по телефонизации
петербургских новостроек - "Линия 1". О результатах этого проекта и
дальнейших планах компании рассказал генеральный директор ПТТ Евгений
Васильев.
- Евгений Сергеевич, насколько прошедший 2004 г. был насыщен
событиями, значимыми для ПТТ?
- Самым важным событием в жизни ПТТ был запуск проекта "Линия 1",
ориентированного розничных потребителей телекоммуникационных услуг. Этот
проект, запущенный в феврале 2004 г., является принципиально новым для
нашей компании, ведь мы всегда занимались межоператорским, транзитным
бизнесом. И это новое направление представляется нам очень интересным. Мы
его будем развивать и дальше.
- Каковы основные итоги работы "Линии 1"?
- За год работы проекта мы телефонизировали 30 домов, с общим
количеством квартир около 10 тыс. Это преимущественно новостройки. Ряд
домов был телефонизирован еще на этапе строительства, некоторые - уже
после введения дома в эксплуатацию.
- Как вы оцениваете конкуренцию на рынке телефонизации новостроек в
Петербурге?
- Мы прекрасно понимаем, что не одни работаем на этом рынке. Однако
наличие конкуренции показывает, что рынок перспективен. Еще пять лет
назад, кроме ПТС, о серьезной телефонизации новостроек никто не
задумывался. Сейчас ситуация изменилась.
По нашим оценкам, лидирует на рынке телефонизации новостроек
"Северо-Западный Телеком" (СЗТ), который занимает около 80% рынка. Доля
ПТТ составляет 15%, "Ланк Телеком" и другие компании - около 5%.
Стоит отметить, что мы не претендуем на звание монополиста в
телефонизации новостроек Петербурга, а преследуем вполне определенные
коммерческие цели. Каждый проект мы рассматриваем индивидуально - с точки
зрения его финансовой привлекательности. Можно вспомнить немало случаев,
когда мы отказывались от телефонизации дома, поскольку приходили к выводу,
что для нас это не рентабельно.
- Насколько доходен бизнес телефонизации новостроек?
- Показатель дохода с каждой телефонизированной квартиры в доме (ARPU)
очень динамичен. К нашей радости, он динамичен в нужную сторону - ARPU
ежемесячно растет и сейчас составляет более $15 c квартиры, причем за
последний квартал этот показатель вырос на четверть. Такие финансовые
показатели впечатляют, но надо учитывать, что телефонизация каждого дома
обходится нам в десятки тысяч долларов. Так, самый дорогой дом, который мы
телефонизировали, обошелся в сумму около $100 тыс.
- За счет чего происходит рост ARPU?
- Рост этого показателя не связан с услугами телефонии, ведь плата за
нее зафиксирована на сегодня на уровне 170 руб. в месяц. Основной вклад в
рост ARPU вносит предоставление услуг доступа в Интернет. Вначале жильцы
домов начинают знакомиться с качеством услуги, а затем - активно ей
пользоваться. Зачастую пользователи начинают с пробных тарифных планов.
После они переходят на более "тяжелые тарифы".
- Вы фокусируетесь на определенных застройщиках?
- Мы стараемся работать как с товариществами собственников жилья (ТСЖ),
так и с застройщиками. Однако в последнее время идет переориентация на
застройщиков, поскольку телефонную инфраструктуру в доме необходимо
закладывать еще на этапе проектирования и строительства дома. Эту
необходимость диктует рынок и опыт, который пришел к нам за год работы.
- Как выглядит схема взаимодействия между оператором и застройщиком?
- Мы, как и наши конкуренты, предпочитаем работать по принципу активных
продаж. Ведь застройщик не всегда приходит к нам, он в праве выбрать то
решение, которое наиболее подходит ему по финансовым соображениям. Иногда
мы договариваемся с застройщиками, иногда они выбирают другое решение. Как
правило, те застройщики, которые с нами уже работают, обращаются к нам
снова, когда речь идет о телефонизации новых объектов.
- Как выглядят финансовые отношения застройщик - оператор?
- Застройщик не получает никаких процентов от нашей прибыли. Ведь он
решает свой вопрос по выполнению ряда нормативов для сдачи дома в
эксплуатацию. В число этих нормативов входит телефонизация дома. Эту
проблему мы и помогаем решать застройщику на взаимовыгодных условиях.
На этапе продажи жилья у застройщика возникает вопрос - чем привлечь
клиента. В таком случае наличие качественной телефонии и Интернета в
квартире может стать лишним плюсом. Есть определенные ниши, где это уже
имеет значение - элитное жилье, жилье бизнес-класса.
С нашей помощью застройщик может предоставить спектр услуг, который
позволяет позиционировать строящийся дом должным образом на этапе работы
с будущими покупателями квартир. Со временем подобные преимущества на
рынке жилья будут играть все большую и большую роль. Если еще пару лет
назад новые квартиры раскупались "как горячие пирожки" еще на этапе
строительства фундамента, то сейчас ситуация изменилась.
- Какие услуги получает клиент у застройщика при покупке квартиры?
- Клиент получает две основных услуги - телефонную линию с городским
номером и широкополосный доступ в Интернет со скоростью до 100 мегабит/с
в каждую квартиру. При этом телефонию мы предлагаем по тарифам,
утвержденным федеральной антимонопольной службой (ФАС). Таким образом, наш
абонент платит абонентскую плату, аналогичную абонентской плате ПТС - 170
рублей.
Спектр услуг постоянно расширяется. Нам интересно работать и с
организациями, которые эксплуатируют новые дома. У них есть потребность в
сборе информации с различных датчиков, счетчиков и видеокамер. Сейчас мы
разрабатываем коммерческие условия использования нашей инфраструктуры в
этих целях.
- Планируете ли вводить повременку для абонентов "Линии 1"?
- Когда мы этот проект начинали, то изначально предлагали клиентам
условия, сравнимые с условиями ПТС. Сегодня, согласно закону о связи, у
абонента есть возможность выбирать между повременкой и абонентской платой.
Однако практика показывает, что абонентская плата - наиболее
востребованный и понятный для конечного пользователя способ оплаты услуг.
Говорить о повременке пока рано. Если практика повременки в Петербурге
приживется, то ничто не помешает "Линии 1" ввести и такую тарифную
схему. Технически нам это сделать совсем не сложно. Однако на сегодняшний
день у нас не было обращения ни от одного абонента, который попросил бы
нас перевести его в повременную схему оплаты.
- Кроме "Линии 1", какие проекты еще развиваете?
- Мы активно развиваем свою IP-сеть, на которой на сегодняшний день
предоставляются услуги высокоскоростного доступа в Интернет.
В 2005 г. с помощью этой сети планируется реализовать новые проекты, в
том числе и для "Линии 1". Мы рассматриваем IP-сеть как некую базу для
предоставления широкого спектра услуг для конечных абонентов, в том числе
и TVоIP, гейминга, видео-по-запросу. Окончание модернизации IP-сети
произойдет уже в конце первой половины 2005 г. Инвестиции в обновление
сети составляют около $1 млн.
Сейчас у нас в тестовой эксплуатации находится TVoIP. Все абоненты
"Линии 1", которые имеют доступ в Интернет, могут протестировать эту
услугу. Начиная со второго квартала 2005 г. мы будем предоставлять пакет
из более чем 10 TV-программ в коммерческую эксплуатацию. Это будут как
фильмовые, так и развлекательные, новостные каналы.
- Какие еще новые услуги появятся в результате обновления IP-cети?
- Мы будем запускать услугу VPN для корпоративных пользователей. Это
популярный и востребованный сервис, которого до сих пор мы не оказывали.
Сейчас отчетливо видно, что на рынке возник устойчивый спрос на VPN в
корпоративном секторе. Ведь любая компания, имеющая распределенную
структуру, даже в рамках Петербурга - потенциальный клиент для оператора,
оказывающего услугу VPN.
За счет введения нового кода в Ленобласти в Петербурге появилось 2 млн
свободных номеров: новый код высвободил 6-ю и 7-ю миллионные зоны. Шестая
миллионная зона закреплена за ПТТ. Как сложилась судьба этих номеров?
Мы полностью обслуживаем 6-ю миллионную зону. За это время мы
реализовали проект для задействования ресурса номерной емкости в объеме
132 тыс. номеров, часть из которых отошла мобильным, часть - фиксированным
операторам. По нашим оценкам, эта емкость удовлетворит потребности рынка
на ближайшие 2 года. Когда мы исчерпаем эти ресурсы, будем вводить новую
номерную емкость.
- В сентябре 2003 г. ПТТ получила 100 тыс. московских номеров из
шестого миллиона в коде (095). Эти номера уже распределены?
- Эти номера на сегодняшний день никому не предоставлены. В настоящее
время мы строим технические средства для обеспечения сетевыми ресурсами
этой номерной емкости и собираемся вводить ее в строй. Ведь номерная
емкость в Москве ресурс с одной стороны - востребованный, а с другой -
дефицитный. На сегодняшний день в коде 095 номерной емкости - мало. Рынок
для предоставления этой номерной емкости есть, глупо его не использовать.
Первые 10 тыс. номеров в коде 095 мы планируем предоставить на рынок в
конце марта 2005 г. Нашими клиентами будут московские операторы связи.
В новом Московском коде 499 у нас есть еще 200 тыс. номеров. Можно
надеяться, что через полтора-два года 499 код станет по настоящему
востребован. Я не вижу причин, по которым ПТТ не должен строить сетевые
ресурсы для обеспечения имеющейся у нас емкости.
Далее, в зависимости от ситуации на рынке, на тот момент времени, мы
рассмотрим необходимость получения номеров в новом коде. На ближайшие 2-3
года нам хватит того, что есть.
Светлана Зайцева
ComNews, Февраль 2005 |