Телеком в России 1992-2005

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Евгений Васильев, генеральный директор "Петербург Транзит Телеком": "Мы не претендуем на звание монополиста в телефонизации новостроек Петербурга, а преследуем вполне определенные коммерческие цели"

Евгений Васильев

ЗАО "Петербург Транзит Телеком" (ПТТ) предоставляет телекоммуникационные услуги операторам фиксированной и сотовой связи, а также Интернет-провайдерам. 100% акций компании принадлежит ОАО "Телекоминвест". Основным событием 2004 г. для ПТТ стал запуск проекта по телефонизации петербургских новостроек - "Линия 1". О результатах этого проекта и дальнейших планах компании рассказал генеральный директор ПТТ Евгений Васильев.

- Евгений Сергеевич, насколько прошедший 2004 г. был насыщен событиями, значимыми для ПТТ?

- Самым важным событием в жизни ПТТ был запуск проекта "Линия 1", ориентированного розничных потребителей телекоммуникационных услуг. Этот проект, запущенный в феврале 2004 г., является принципиально новым для нашей компании, ведь мы всегда занимались межоператорским, транзитным бизнесом. И это новое направление представляется нам очень интересным. Мы его будем развивать и дальше.

- Каковы основные итоги работы "Линии 1"?

- За год работы проекта мы телефонизировали 30 домов, с общим количеством квартир около 10 тыс. Это преимущественно новостройки.  Ряд домов был телефонизирован еще на этапе строительства, некоторые - уже после введения дома в эксплуатацию.

- Как вы оцениваете конкуренцию на рынке телефонизации новостроек в Петербурге?

- Мы прекрасно понимаем, что не одни работаем на этом рынке. Однако наличие конкуренции показывает, что рынок перспективен. Еще пять лет назад, кроме ПТС, о серьезной телефонизации новостроек никто не задумывался. Сейчас ситуация изменилась.
По нашим оценкам, лидирует на рынке телефонизации новостроек "Северо-Западный Телеком" (СЗТ), который занимает около 80% рынка.  Доля ПТТ составляет 15%, "Ланк Телеком" и другие компании - около 5%.

Стоит отметить, что мы не претендуем на звание монополиста в телефонизации новостроек Петербурга, а преследуем вполне определенные коммерческие цели. Каждый проект мы рассматриваем индивидуально - с точки зрения его финансовой привлекательности.   Можно вспомнить немало случаев, когда мы отказывались от телефонизации дома, поскольку приходили к выводу, что для нас это не рентабельно.

- Насколько доходен бизнес телефонизации новостроек?

- Показатель дохода с каждой телефонизированной квартиры в доме (ARPU) очень динамичен. К нашей радости, он динамичен в нужную сторону - ARPU ежемесячно растет и сейчас составляет более $15 c квартиры, причем за последний квартал этот показатель вырос на четверть. Такие финансовые показатели впечатляют, но надо учитывать, что телефонизация каждого дома обходится нам в десятки тысяч долларов. Так, самый дорогой дом, который мы телефонизировали, обошелся в сумму около $100 тыс.

- За счет чего происходит рост ARPU?

- Рост этого показателя не связан с услугами телефонии, ведь плата за нее зафиксирована на сегодня на уровне 170 руб. в месяц. Основной вклад в рост ARPU вносит предоставление услуг доступа в Интернет.  Вначале жильцы домов начинают знакомиться с качеством услуги, а затем - активно ей пользоваться. Зачастую пользователи начинают с пробных  тарифных планов. После они переходят на более "тяжелые тарифы".

- Вы фокусируетесь на определенных застройщиках?

- Мы стараемся работать как с товариществами собственников жилья (ТСЖ), так и с застройщиками. Однако в последнее время идет переориентация на застройщиков, поскольку телефонную инфраструктуру в доме необходимо закладывать еще на этапе проектирования и строительства дома. Эту необходимость диктует  рынок и опыт, который пришел к нам за год работы.

- Как выглядит схема взаимодействия между оператором и застройщиком?

- Мы, как и наши конкуренты, предпочитаем работать по принципу активных продаж. Ведь застройщик не всегда приходит к нам, он в праве выбрать то решение, которое наиболее подходит ему по финансовым соображениям. Иногда мы договариваемся с застройщиками, иногда они выбирают другое решение. Как правило, те застройщики, которые с нами уже работают, обращаются к нам снова, когда речь идет о телефонизации новых объектов.

- Как выглядят финансовые отношения застройщик - оператор?

- Застройщик не получает никаких процентов от нашей прибыли. Ведь он решает свой вопрос по выполнению ряда нормативов для сдачи дома в эксплуатацию. В число этих нормативов входит телефонизация дома. Эту проблему мы и помогаем решать  застройщику на взаимовыгодных условиях.

На этапе продажи жилья у застройщика возникает вопрос - чем привлечь клиента. В таком случае наличие качественной телефонии и Интернета в квартире может стать лишним плюсом. Есть определенные ниши, где это уже имеет значение - элитное жилье, жилье бизнес-класса.

С нашей помощью застройщик может предоставить спектр услуг, который позволяет позиционировать строящийся дом должным образом  на этапе работы с будущими покупателями квартир. Со временем подобные преимущества на рынке жилья будут играть все большую и большую роль. Если еще пару лет назад новые квартиры раскупались "как горячие пирожки" еще на этапе строительства фундамента, то сейчас ситуация изменилась.

- Какие услуги получает клиент у застройщика при покупке квартиры?

- Клиент получает две основных услуги - телефонную линию с городским номером  и широкополосный доступ в Интернет со скоростью до 100 мегабит/с в каждую квартиру. При этом телефонию мы предлагаем по тарифам, утвержденным федеральной антимонопольной службой (ФАС). Таким образом, наш абонент платит абонентскую плату, аналогичную абонентской плате ПТС - 170 рублей.

Спектр услуг постоянно расширяется.  Нам интересно работать и с организациями, которые эксплуатируют  новые дома. У них есть потребность в сборе информации с различных датчиков, счетчиков и видеокамер. Сейчас мы разрабатываем коммерческие условия использования нашей инфраструктуры в этих целях.

- Планируете ли вводить повременку для абонентов "Линии 1"?

- Когда мы этот проект начинали, то изначально предлагали клиентам условия, сравнимые с условиями ПТС. Сегодня, согласно закону о связи, у абонента есть возможность выбирать между повременкой и абонентской платой. Однако практика показывает, что абонентская плата - наиболее востребованный и понятный для конечного пользователя способ оплаты услуг.

Говорить о повременке пока рано. Если практика повременки в Петербурге приживется, то ничто не помешает "Линии 1"  ввести и такую  тарифную схему. Технически нам это сделать совсем не сложно.  Однако на сегодняшний день у нас не было обращения ни от одного абонента, который попросил бы нас перевести его в повременную схему оплаты.

- Кроме "Линии 1",  какие проекты еще развиваете?

- Мы активно развиваем свою IP-сеть, на которой на сегодняшний день предоставляются услуги высокоскоростного доступа в Интернет.

В 2005 г. с помощью этой сети планируется реализовать новые проекты, в том числе и для "Линии 1". Мы рассматриваем IP-сеть как некую базу для предоставления  широкого спектра услуг для конечных абонентов, в том числе и TVоIP, гейминга, видео-по-запросу. Окончание модернизации IP-сети произойдет уже в конце первой половины 2005 г. Инвестиции в обновление сети составляют около $1 млн.

Сейчас у нас в тестовой эксплуатации находится TVoIP. Все абоненты "Линии 1", которые имеют доступ в Интернет, могут протестировать эту услугу. Начиная со второго квартала 2005 г. мы будем предоставлять пакет из более чем 10 TV-программ в коммерческую эксплуатацию. Это будут как фильмовые, так и развлекательные, новостные каналы.

- Какие еще новые услуги появятся в результате обновления IP-cети?

- Мы будем запускать услугу VPN для корпоративных пользователей. Это популярный и востребованный сервис, которого до сих пор мы не оказывали. Сейчас отчетливо видно, что на рынке возник устойчивый спрос на VPN в корпоративном секторе. Ведь любая компания, имеющая распределенную структуру, даже в рамках Петербурга - потенциальный клиент для оператора, оказывающего услугу VPN.

За счет введения нового кода в Ленобласти в Петербурге появилось 2 млн свободных номеров: новый код высвободил 6-ю и 7-ю миллионные зоны. Шестая миллионная зона закреплена за ПТТ. Как сложилась судьба этих номеров?

Мы полностью обслуживаем 6-ю миллионную зону. За это время мы реализовали проект для задействования ресурса номерной емкости в объеме 132 тыс. номеров, часть из которых отошла мобильным, часть - фиксированным операторам. По нашим оценкам, эта емкость удовлетворит потребности рынка на ближайшие 2 года. Когда мы исчерпаем эти ресурсы, будем вводить новую номерную емкость.

- В сентябре 2003 г. ПТТ получила 100 тыс. московских номеров из шестого миллиона в коде (095). Эти номера уже распределены?

- Эти номера на сегодняшний день никому не предоставлены. В настоящее время мы строим технические средства для обеспечения сетевыми ресурсами этой номерной емкости и собираемся  вводить ее в строй. Ведь номерная емкость в Москве ресурс с одной стороны - востребованный, а с другой - дефицитный. На сегодняшний день в коде 095 номерной емкости - мало. Рынок для предоставления этой номерной емкости есть, глупо его не использовать. 

Первые 10 тыс. номеров в коде 095 мы планируем предоставить на рынок в конце марта 2005 г. Нашими клиентами будут московские операторы связи.

В новом Московском коде 499 у нас есть еще 200 тыс. номеров. Можно надеяться, что через полтора-два года 499 код станет по настоящему востребован. Я не вижу причин, по которым ПТТ не должен строить сетевые ресурсы для обеспечения имеющейся у нас емкости.  

Далее, в зависимости от ситуации на рынке, на тот момент времени, мы рассмотрим необходимость получения номеров в новом коде. На ближайшие 2-3 года нам хватит того, что есть.

Светлана Зайцева

ComNews, Февраль 2005

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov