Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Валерий Яшин, генеральный директор холдинга "Связьинвест"

Формальная реструктуризация холдинга "Связьинвест", в результате которой из 76 компаний связи будут созданы семь межрегиональных объединений, почти завершена. Сейчас сформировано уже четыре крупных оператора, до конца года образуется еще три. Несмотря на то что объединение компаний связи идет полным ходом, остается много нерешенных вопросов. Например, что будет с сотовыми "внучками" холдинга после объединения, будут ли выводиться в отдельные структуры нерегулируемые МАПом услуги, когда следующее повышение тарифов. До сих пор никак не выйдет всеми ожидаемая стратегия развития "Ростелекома", который в результате реорганизации "Связьинвеста" может потерять существенную долю доходов от междугородной и международной связи. На эти и другие вопросы "Ведомостям" отвечает генеральный директор "Связьинвеста" Валерий Яшин.

 - Процесс реорганизации своих дочерних компаний "Связьинвест" начал в 2000 г. Какие можно сейчас уже подвести итоги?

- Теория появилась чуть раньше. Мы говорили о том, что лучше всего, чтобы было не 89 региональных компаний, а 8 - 12. Было много споров. Некоторые зарубежные консультанты говорили, что достаточно вообще четырех. В итоге мы пришли к тому, что должно быть семь компаний по округам и плюс восьмая - "Ростелеком". За два года мы провели собрания акционеров, провели оценку обществ. Параллельно мы сокращали филиалы внутри компаний. Ведь каждый район считал, что должен иметь не только обслуживающий цех, но еще и своих начальников. Например, в Нижнем Новгороде было 54 районных узла связи - они их объединили до шести. В Московской области было 48 узлов - стало 15, и этот процесс сейчас продолжается.

- Как это укрупнение сказалось на сотрудниках отрасли?

- Мы шли по пути сокращения прежде всего управленцев. То есть монтеры, операторы остаются. Например, если два года назад в системе "Связьинвеста" работало 412 000 человек с учетом "Ростелекома", то на середину этого года у нас 373 000 человек, при этом компании обслуживают на 1,5 млн номеров больше.

- Сколько оптимально должно работать человек в вашей системе?

- Я исхожу из норм восточноевропейских. У нас сегодня 76 линий на одного работающего человека. У поляков - 115 линий. Мы должны довести по крайней мере до 100 линий на человека. Мы ставим такую задачу на ближайшие два года. То есть сейчас у нас 29,7 млн линий, следовательно, должно работать около 300 000 человек - не больше.

 - Каковы сейчас очередь на телефон и ваши планы по наращиванию номерной емкости?

- Очередь сейчас - 5,3 млн человек. В этом году мы должны ввести в строй 2,4 млн номеров, а на следующий год - 3 млн. Особое внимание мы уделяем телефонизации сельской местности. Сейчас нет телефонов почти у трети российских деревень. Однако наши возможности здесь ограничены, ведь мы строим себе в убыток. Мы можем себе позволить вводить не более 132 000 номеров в год. Нам также надо выводить устаревшие телефонные станции - у нас сейчас декадно-шаговых АТС на 4 млн номеров. Для них уже 15 лет запчасти не делают. Наши инвестиции в развитие сети на следующий год - около 33 млрд руб.

- Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны сотовых операторов?

- Конкуренцию? Конечно, ощущаем. Сотовый телефон сегодня человеку удобнее. Но ведь без инфраструктуры фиксированной связи, которая связывает все телефонные станции между собой, сотовым операторам не обойтись.

- Вы повышаете тарифы, а они снижают. Будут ли ваши тарифы конкурентоспособны?

- Стоимость ввода фиксированной сети дороже, чем сотовой. Там не надо кабеля, канализации, больших зданий, а зарабатывают они больше нашего. Мы же находимся под гнетом МАПа. На мой взгляд, мы должны сравняться по цене. Наша средняя цена должна быть от $8 - 12 [в месяц], и они уже приходят к этому.

- На чем вам приходится экономить в связи с ограничением МАПом тарифов?

- Мы, по сути дела, недоплачиваем своим сотрудникам. Что неправильно. У нас низкая зарплата. От этого уходят квалифицированные люди, и это наша беда. Но общество пока не созрело, не понимает этого, и, к сожалению, приходится с этим мириться.

- На сколько вы надеетесь повысить тарифы в следующем году?

- Мы рассчитываем на 20 - 30% -ное повышение в мае-июне. Это пессимистический прогноз. Я придерживаюсь радикальных взглядов насчет тарифов. Вот эстонцы молодцы, они взяли и за три месяца сделали абонплату за телефон столько, сколько он стоит, - $12. Телефон - это не предмет первой необходимости. На него надо зарабатывать.

- У вас тоже есть сотовый бизнес. В каком он состоянии?

- Мы сейчас внимательно следим за теми активами, которые у нас остались. Вы знаете, что у нас есть GSM-операторы в ряде регионов. Сейчас мы завершаем процесс приобретения активов RTDC. Мы также анализируем наши сети NMT-450. Они есть внутри наших электросвязей - например, в Перми, Тамбове, а также через свои "дочки" мы владеем пакетами еще в 26 компаниях на 38 территориях. В общей сложности у нас около 180 000 номеров в стандарте NMT-450, что немало. Бросать эти сети мы не собираемся.

 - Что планируете делать с NMT дальше?

- Стало очевидным, что без технического обновления активы, вложенные в сотовые компании NMT-450, будут обесценены. Цифровизация этого стандарта - вещь перспективная, и мы в ней заинтересованы. Мы сейчас смотрим, как нам привлечь инвесторов для перехода операторов на новый цифровой стандарт IMT-MC. Ни один из нынешних крупных акционеров - операторов NMT сегодня не готов на такие инвестиции в одиночку.

 - Кто может стать здесь потенциальным инвестором?

- Это достаточно рискованные инвестиции. Сейчас владение акциями компаний распылено, но мы понимаем, что можем и должны собрать эти пакеты вместе. Далее мы хотим предложить всем владельцам пакетов объединиться и сделать новый национальный проект. В случае консолидации нам могут даже не понадобиться инвестиции со стороны.

 - Сотовый бизнес, доступ в Интернет и некоторые другие услуги не регулируются государством. МАП предписал вашим компаниям вывести весь нерегулируемый бизнес после объединения в дочерние структуры. Что сейчас делается в этом направлении?

 - Мы против этого. Не надо выводить их в отдельные "дочки", вполне достаточно раздельного учета затрат. На эту тему мы с МАПом постоянно ведем переговоры. Их аргументы я понимаю - они боятся того, что между компаниями не будет взаиморасчетов и они смогут предлагать услуги по более низким тарифам, чем конкуренты. Но если они были жестко настроены полгода назад, сейчас после переговоров и доказательств, что нельзя дробить всю инфраструктуру связи, они стали с большим пониманием относиться. Если мы будем заниматься только регулируемыми услугами, то мы превращаемся в некую социальную инфраструктуру, которая дает только телефон по дешевой цене. Тогда надо сделать маленькое государственное предприятие, которое и будет содержаться по-другому. Это будет уже не ОАО, если мы не будем на острие новых услуг. Вот появилась новая услуга, а мы ее не можем дать - не имеем права, мы должны какую-то "дочку" рядом на эту услугу делать. Это же абсурд!

- Продажа 25% минус две акции "Связьинвеста" предусматривается государством каждый год. Как вы оцениваете перспективы его продажи сейчас?

- Здесь все зависит от государства. Как оно оценит ситуацию: нужен ему этот пакет или нет. Первый пакет был блокирующим и продан за хорошие деньги - $1,875 млрд. Второй пакет - 25 минус две акции. Аналитики сейчас не очень высоко его оценивают. Но сейчас вообще инвестора найти сложно. Со своей стороны мы можем сказать, что до окончания реформы продажа нецелесообразна, а из-за общего состояния рынка телекоммуникаций - в течение ближайших лет тоже.

- От Сороса, владеющего блокирующим пакетом "Связьинвеста", были письма с просьбой конвертировать его участие в холдинге в акции операторов связи. У него есть такой шанс?

- На сегодня у нас два письма от Сороса и письмо от министра торговли США. Их суть такова: молодцы, что семь компаний преобразовали, дайте нам кусочек от каждой компании. Если пойти ему навстречу, то из 38% акций, принадлежащих холдингу, 9,5% перейдет к Фонду Сороса. Если государство согласится, в этих компаниях оно потеряет контроль. Может, в перспективе их можно будет отдать.

- После объединения ваши компании планировали выпустить ADR-3. Когда это будет?

- Все наши компании выйдут на международные рынки. ADR будут сначала 2-го, потом 3-го уровня. Все будет постепенно, надо повышать стабильность, прозрачность. В этом смысл. Мы же только учимся рынку.

- Что будет с компаниями связи, которые по разным причинам не вошли в объединение?

- Да, такие есть - в Коми например, Костромская ГТС, Псковская ГТС, еще "Ленсвязь". Это такой вопрос, который не сильно нас волнует. Это небольшие компании. Но мы пытаемся их присоединить в будущем, ведем переговоры с их акционерами. С "Ленсвязью" мы почти решили. Там 20% были заблокированы в связи с оспариванием прав собственности. Судебные процессы сейчас близятся к концу.

- В МГТС у "Связьинвеста" также нет контроля. Собираетесь ли вы продавать этот актив в ближайшем будущем?

 - В развитии традиционной инфраструктуры важна системность. Мы должны строить и модернизировать сети, учитывая общие интересы. Поэтому для нас стратегически важно участвовать в судьбе МГТС.

- Вы планировали ввести в течение этого и следующего года повременку. Много ли недовольных этим процессом?

- В основном против выступают те, кто много пользуется телефоном и хочет, чтобы была уравниловка. Это 10 - 15% наших клиентов. Опыт показывает, что в тех регионах, где уже пользуются повременной системой оплаты, никаких социальных взрывов не происходило. Сначала, правда, наблюдался спад трафика на 10 - 20%. Бояться повременки не стоит. Анализ показал, что 60 - 80% абонентов укладываются в сегодняшнюю фиксированную абонплату.

- Как в будущем могут измениться тарифы, если будет повременка?

- Я думаю, что будет уменьшаться ежемесячная постоянная составляющая. Мы хотели ее изначально сделать 30% , но МАП нас не поддержал. Сейчас он утвердил 60% от абонплаты плюс оплата минуты разговора. Разве это справедливо, если вас целый день нет и вы не пользуетесь домашним телефоном, платить сейчас 110 руб. , потом 220 руб. за это? То, что под током стоит линия и всегда можно поговорить, должно стоить от силы треть сегодняшней абонплаты, а потом вообще стать символической.

- Уже второй год рынок с нетерпением ждет стратегии "Ростелекома". Долго осталось?

- Вот он, проект. Он сейчас в работе. Сверхъестественного в нем ничего не будет. Тактическая стратегия ясна. Долгосрочная - дорабатывается. Она зависит от условий вступления в ВТО. Иными словами, мы ее осмысливаем. Ведь надо ее сделать понятной рынку, кое-что еще добавляется. .. Если мы неправильно поймем стратегию, потери могут быть очень большими для рынка и для компании.

БИОГРАФИЯ: Валерий Николаевич Яшин родился в 1941 г. в Ленинграде. В 1968 г. окончил Ленинградский электротехнический институт связи им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (ныне Государственный университет телекоммуникаций). Трудовую биографию начал в 17 лет монтером Ленинградской городской телефонной сети (ЛГТС). После окончания института работал инженером, затем поочередно старшим инженером и начальником цеха линейных сооружений Петроградского телефонного узла. С 1975 по 1978 г. - главный энергетик "ЛенБАМстроя". После возвращения в Ленинград продолжил работу на городской телефонной сети начальником линейной службы. В 1979 г. назначен заместителем начальника ЛГТС по капитальному строительству. В 1992 г. возглавил предприятие. С октября 1999 г. - генеральный директор ОАО "Связьинвест".

О КОМПАНИИ: ОАО "Инвестиционная компания связи" ( "Связьинвест") - один из крупнейших телекоммуникационных холдингов в мире, уставный капитал которого образован консолидацией акций акционерных обществ электросвязи, созданных в процессе приватизации госпредприятий. В настоящее время в структуру "Связьинвеста" входят 66 региональных компаний, "Гипросвязь" и крупнейший оператор междугородной и международной связи "Ростелеком". Компании связи холдинга владеют более 90% номерной емкости России (около 30 млн номеров) и обеспечивают услугами местной и междугородной связи 93% населения. Выручка холдинга за 2001 г. составила $3,15 млрд, прибыль от продаж - $760 млн.

СВЕТЛАНА ВИТКОВСКАЯ

Источник: Ведомости, 5 ноября 2002 г.

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov