Телеком в Мире

home | о проекте | контакты | поиск 
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
В Мире
Архив

Форум

Скромное обаяние госрегулирования. Нескромное обаяние инвесторов.
Что есть и чего нету в аргентинском интернете?

Виктор Захарченко

Дата публикации:  8 Октября 2001

Рассматривая национальный сегмент интернета, мы обычно обращаем роль на участие в продвижении интернет-технологий тех или иных организаций. В некоторых странах наибольший вклад в развитие сетевой жизни вносят провайдеры с иностранным капиталом. В других - всяческие представительства международных организаций. Еще есть примеры активного участия образовательной структуры и научно-исследовательских сетей.

Аргентина является одним из редкостных примеров стран, где много хорошего в развитие интернет-инфраструктуры внесла государственная организация.

Как правило мы привыкли отождествлять понятия государственного регулирования интернетовских отношений с обычным мониторингом пользовательской информации и фильтрацией трафика. В Аргентине же дела обстояли несколько иначе.

Вообще, весь аргентинский интернет - это долгая история про провайдеров и никак не сбывающиеся радужные прогнозы.

Аргентинский интернет начинался в далеком 1989 году. Именно тогда произошла приватизация телефонной системы страны, принадлежавшей до тех пор всецело государственной компании Entel. Это дало толчок к развитию частных компаний, ставших родителями многих коммерческих провайдеров.

Основная часть Entel была разбита на два блока - "Север" и "Юг", разделивших телефонную сеть республики по географическому принципу. Поскольку Аргентина - страна не очень богатая, то такой лакомый кусочек сразу был замечен иностранными гигантами. Хотя по постановлению президента после приватизации интернет-услуги должны были предоставляться на условиях свободной конкуренции, все ждали появления крупных игроков.

Почти сразу "Север" был куплен французским и итальянским Телекомами (выкупили 60% акций), образовав одного из двух нынешних монстров провайдерского рынка Аргентины - Telecom Argentina. Вторая же часть, именуемая "Югом", перейдя в руки испанской компания Telefonica SA и обретя имя Telefonica de Argentina, стала, как можно догадаться, вторым главным героем рынка интернет-услуг. Заметим сразу, что они и сегодня на гребне волны - несмотря на все попытки местного филиала America Online отвоевать часть подписчиков.

Компании, предоставляющих интернет-услуги населению и организациям Аргентины, условно можно разделить на две большие группы. В первую входят компании, так или иначе связанные с телекоммуникационными гигантами. Именно они контролируют две трети всего рынка. В стране через собственные телефоны подключаются к интернету 23,1% пользователей. C ноября 2000 года телекоммуникационное законодательство изменилось: вступил в действие подписанный в сентябре декрет о свободном доступе на рынок телекоммуникаций. В стране имеются около 30 частных провайдеров, составляющих вторую группу, на которую приходится еще треть пользователей. Они очень слабо влияют на рынок из-за отсутствия стабильных источников финансирования.

Еще одной причиной слабого их влияния на рынок является зависимость от тех же телекоммуникационных компаний. Сегодня коммерческие провайдеры предоставляют доступ в интернет с использованием телефонных линий (в стране насчитывается 1,3 миллиона dial-up пользователей) и платят телекоммуникационным компаниям за связь (в Аргентине действует только поминутная тарификация). Телекоммуникационные же компании выплачивают процент тем же провайдерам. Надо сказать, что это типичная модель бесплатного доступа в Аргентине, где подобным образом предоставляют интернет-услуги уже до десятка компаний.

Но вернемся к истокам. Поскольку и Telecom Argentina, и Telefonica de Argentina занимаются не только интернетом, то компании решили объединить свои усилия в сфере предоставления сетевых услуг. Еще в первые годы после приватизации телефонной системы и появления указанных компаний, их филиалами был образован единый проект по предоставлению интернет-услуг - Telintar. Именно через всяческие его подразделения и идет сегодня большая часть аргентинского трафика (Аргентина находится на третьем месте по хостам в регионе после Бразилии и Мексики).

Работу этой структуры, как и развитие всего аргентинского сетевого сегмента во многом определяла работа государственной организации под названием "Секретариат по коммуникациям" (SECOM). Эта организация (при всей противоречивости некоторых ее решений) является ярким примером того, как государственные организации могут определять все развитие инфраструктуры интернета в стране.

Вся ее деятельность (а пик пришелся на 1998-99 годы) направлена на государственную поддержку всех новаций в отрасли и на урегулирование рынка интернет-услуг. Одним из первых решений секретариата было уменьшение стоимости доступа к различным ветвям Telintar. Для того чтобы оценить значимость этого структурного элемента, достаточно взглянуть на карту провайдеров Аргентины. Такое решение позволило вздохнуть с облегчением коммерческим провайдерам (а значит - и их подписчикам). Почти одновременно SECOM инициировала и уменьшение цен на dial-up доступ, что приблизило интернет к более бедным слоям аргентинского общества.

Вот только пользователей на начальном этапе Секретариат мониторил решительно. Все новые подписчики обязаны были заполнять анкету с личными данными. Как объясняли сами представители SECOM, это делалось лишь для составления пользовательского портрета (который затем и публиковался), но 50 вопросов анкеты касались не только интернета.

Вообще же, максимальная интернет-аудитория Аргентины сегодня составляет около 2 миллионов человек. По данным D'Alessio IROL их число удвоилось буквально за полгода. При этом, аудитория пользователей довольно молода (более 60% имеют возраст до 35 лет) и тут преобладают мужчины (лишь 39% пользователей - женщины).

Надо сказать, что не только Секретариат активно принимал участие в развитии местной Сети. Сам президент Фернандо де ла Руа неоднократно заявлял о значимости развития интернета в стране. Именно его постановление 544/97 от 19 июня 1997 г. "О национальных интересах в обеспечении доступа к интернету для граждан Аргентины на равных географических и социальных условиях" многие считают событием, ознаменовавшим второе рождение интернета в Аргентине.

Кроме всего прочего, SECOM очень много внимания уделил рынку провайдеров. Именно по инициативе Секретариата был подписан договор о сотрудничестве между телекоммуникационными компаниями и частными провайдерами. Еще одним важным шагом стало разрешение предоставлять некоммерческий доступ к сети правительственным и учебным учреждениям всех уровней. Инициативы Секретариата стали отправными точками для организации т.н. сети "Интернет2", объединившей все учебные и научные центры страны. Очень много было сделано и для создания сети медицинских организаций в стране. А наибольшим успехом Секретариата считают его программу, стартовавшую в 1998 году. Она смогла собрать около 12 миллионов долларов инвестиций в аргентинский интернет.

В марте 1998 года, чтобы увеличить количество интернет-пользователей в стране, по инициативе Секретариата выделили специальный телефонный код 0610 для всех провайдеров, уменьшающий стоимость интернет-услуг на 45 процентов. При этом, SECOM реализовал и свои мониторинговые потенции, создав базу запросов по такому коду из учебных заведений.

Образовательный сектор Аргентины вошел при поддержке SECOM в глобальную сеть своей собственной инфраструктурой RIU. Она объединила под своим началом до 100000 участников, став самой мощной составляющей аргентинских сетей. Следует отметить, что доступ в эти сети для школ бесплатен (хотя только 10% из них по ряду причин его имеют). В этом свете очень красноречив тот факт, что до 40% аргентинских пользователей имеют доступ к интернету именно из учебных заведений (чаще всего вузов и библиотек), используя один пароль для группового доступа.

Но при всех успехах фактом остается и то, что половина школ сегодня вообще не имеют компьютерных классов. Для решения этой проблемы создан специальный проект Educ.ar, которым руководит Фернандо де ла Руа (не президент, как может показаться, а его родной сын). Цель этого проекта - обеспечение всех школ не только компьютерами, но и доступом в интернет к 2005 году. Этот проект отметил сам Билл Клинтон, разъезжающий по свету после окончания президентских полномочий. Дядя Билл лично объяснял аргентинцам все прелести интернета и обещал способствовать увеличению объемов инвестиций.

Но ни один сетевой сегмент не будет считаться полноценным, пока у него не будет создано хотя бы подобие четкой внутренней инфраструктуры интернет-ресурсов. А в Аргентине на сегодня с этим существуют определенные проблемы.

Несмотря на то, что с 1999 года число сайтов выросло с 4 000 до 400 000, четкой организации пока не видно. Среди аргентинских ресурсов (сам домен .ar был зарегистрирован 23 сентября 1987 года) около 97% находится в зоне com.ar.

Особой популярностью в Аргентине пользуется портал Ciudad Internet. Его влияние уже достигло соседней Бразилии и даже Перу, где действуют филиалы. Аргентинский конгломерат Clarin намерен и дальше развивать свой проект, в который инвестировано около 200 млн. долл. Компания планирует потратить 140 млн. только на одну Бразилию, где в течение двух месяцев будет запущен новый портал.

В популярности ему явно уступают и созданный по инициативе государства проект Directorio Nacional Argentino, и один из первопроходцев Index.AR. Надо отметить, что в Аргентине (да и во всей Латинской Америке)все сильнее становятся позиции Yahoo!. Проект всемирно известного интернет-брэнда в Аргентине Yahoo! Argentina завоевывает все больше пользователей огромным количеством сервисов, которыми аргентинский интернет отнюдь не перегружен.

Интернет широко используется представителями традиционных СМИ. Около 90% опрошенных журналистов заявили, что используют возможности сети в своей работе. Из чисто сетевых СМИ следует отметить тот же Clarin Digital. Остальные вещательные проекты, как правило, являются зеркалами традиционных изданий (таких как агентство Agencia Diarios y Noticias или экономический дайджест Buenos Aires Economico).

Не стоит забывать, что интернет пока недоступен бедным слоям населения. При этом, по оценкам все той же D'Alessio IROL, в этом году объем онлайновых покупок составляет 20%, в то время как год назад этот показатель превышал 25%. Такое падение интереса вызвано, прежде всего, отсутствием инвестиций. Хотя о перспективности свидетельствует хотя бы тот факт, что аргентинский рынок e-commerce постепенно догоняет бразильский по объемам сделок.

Пятнадцать процентов аргентинских пользователей делали покупки в электронных магазинах, еще 71% - интересовались соответствующей информацией. Наиболее популярные приобретения - книги, CD, программное обеспечение, комплектующие и бытовая техника. При этом 47% не против покупать информацию через интернет.

Факторы, затрудняющие развитие интернета в Аргентине, весьма тривиальны.

Одной из главных проблем аргентинского интернета является коррупция, накрывшая всю страну. И хотя теперь чиновники должны в онлайне отчитываться о своей деятельности, это явление вряд ли легко искоренить. Преодоление этого барьера позволило бы воплотить в жизнь государственные проекты, которые часто тривиально стопорятся на местах.

Еще одна проблема - низкий уровень компьютеризации как следствие бедности достаточно широких слоев населения. Большинство аргентинских пользователей входят в категорию людей с хорошим достатком, а около половины среди них являются самыми богатыми людьми страны, которые составляют лишь 11% населения. Простым же людям недоступен не только интернет, но и сами компьютеры. Для решения этой проблемы правительство разработало программу, по которой аргентинцы смогут приобретать ПК в кредит, выплачивая по 28 долларов в течение 36 месяцев. Общая цена ПК составит согласно плану 1008 аргентинских песо (1008,71 долларов). При этом правительство субсидирует покупку гражданами от 1 до 2 млн. ПК в течение двух лет.

Не следует забывать и о том, что возможность доступа в Аргентине сегодня напрямую зависит от разветвленности телефонной сети. Над этой проблемой бьются в латиноамериканских странах еще с появления интернета в регионе (успехов пока немного).

Но при всей важности этих проблем главное - нормальное инвестирование в аргентинский сетевой сегмент. Аргентинцам приходится ждать пока пройдут кризисы в странах-инвесторах, и вновь потечет денежный ручеек, который и должен вывести аргентинский интернет в большое плавание.

Автор выражает искреннюю благодарность за информационное содействие в написании статьи Леониду Быкову.

Вернуться к списку стран

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov