Телеком в Мире

home | о проекте | контакты | поиск 
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
В Мире
Архив

Форум

Вестник связи International - №10/2003 стр.5-9

УКРАИНСКАЯ СВЯЗЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

"Let not you live in the time of changes" warned the ancients. Today the Ukrainian market of telecommunications belongs to the sphere of political interests, frequent changes in its regulation are becoming a commonplace, and its growth rate has dropped by a factor of 1.5 as compared with the better year 2000. However, there is still hope that stability will nevertheless set in

О. БУБЛИК, независимый эксперт

"Не дай вам жить в эпоху перемен", - предостерегали древние. Сегодня украинский рынок связи находится в плоскости политических интересов, частые изменения в сфере ее регулирования становятся нормой жизни, а темпы его прироста снизились по сравнению с лучшим 2000 г. в 1,5 раза. Однако есть надежда, что стабильность все же наступит.

Отрасль в темпе

В 2002 г. доходы отрасли связи выросли по сравнению с предыдущим годом, но все же не так, как обычно. 19 % - это самые низкие темпы прироста рынка за последние несколько лет (рис. 1). Однако в текущем году у отрасли есть все шансы наверстать упущенное. За восемь месяцев 2003 г. получено 8,2 млрд. гривен (4 сентября курс НБ Украины 5,3315 гривен за долл.), что почти на 21 % больше показателей за аналогичный период минувшего года.

Максимальный рост в этот период (по сравнению 8 месяцами прошлого года) продемонстрировала компьютерная связь - 181 %! Ее вклад в доходы отрасли медленно, но верно приближается к 5 % (табл. 2). Вторым по динамичности был сегмент мобильной сотовой связи - он вырос на 35,5 % и занимает уже 27,9 % рынка.

Эти показатели еще раз подчеркнули активность Интернет-операторов и компаний мобильной связи в привлечении средств абонентов. Продвигая новые услуги, они менее зависимы от тарифных скачков и демонстрируют изумительную гибкость, расширяют набор ценовых пакетов услуг, применяют различные рыночные акции и т. п.

Интересен процесс сближения размеров самых доходных сегментов рынка - дальней и мобильной сотовой связи. Это особенно стало заметно по результатам работы в августе, когда они почти сравнялись (32,7 и 31,6 % соответственно).

На уровне доходов дальней связи сказалось изменение предельных тарифов на основные услуги электросвязи, которое произошло летом 2002 г. Тогда значительно подешевели международные (но не междугородные) соединения на многих направлениях. В сравнении с прошлым годом темпы роста сегмента дальней связи уменьшились, но так как для многих абонентов приоритетнее именно внутриукраинский трафик, доходы дальней связи в целом удержались на более-менее привычном уровне. А вот международная телефонная связь продемонстрировала падение доходов (по итогам за январь-август 2003 г.).

Тогда же (летом 2002 г.) почти вдвое поднялась стоимость минуты местных звонков. В результате, связисты могут похвастаться тем, что увеличили поступления от услуг ГТС на четверть. Правда, это не оказало влияния на долю сегмента местной связи в общих доходах отрасли - он по-прежнему занимает примерно пятую часть рынка.

Закон "О телекоммуникациях": борьба за выживание

Как и ожидалось, главным событием этого года стало действо под лозунгом "Дорогу закону "О телекоммуникациях". И если поначалу возникали вопросы, какому именно из его проектов, то затем - а не слишком ли светлый путь выбрали себе связисты? Но обо всем по порядку.

Законопроектов к моменту голосования (первое чтение) существовало два, основное отличие между которыми заключалось в характере регулирования. Проект, получивший название "Пустовойтенко - Луценко" (по имени его авторов - народных депутатов), предусматривал создание как можно более независимого в наших условиях регуляторного органа, а в варианте закона, предложенного еще одним депутатским дуэтом (Кармазин - Един), таким регулятором виделся департамент Госкомсвязи. 

За то, чтобы в первом чтении был принят вариант "Пустовойтенко - Луценко", пришлось приложить немало усилий различным группировкам, как в стенах Верховной Рады, так и за ее пределами. Ведь и операторы, и депутаты прекрасно понимали, что принятие этого документа в первом чтении - это уже половина дела. И, когда 9 июля Верховная Рада приняла закон "О телекоммуникациях" на базе проекта Пустовойтенко - Луценко, казалось, что у участников рынка выросли крылья ("Дело сделано!"). Авторам, с которыми очень плотно работали некоторые операторы, особенно "Киевстар GSM" и DCC, удалось заложить в документ (весьма переработанный в промежутке между первым и вторым чтениями) немало новаторских для Украины решений.

В первую очередь нужно упомянуть об органе регулирования в сфере телекоммуникаций. Им стала Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) - центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, подконтрольный Президенту и подотчетный Верховной Раде. Независимость НКРС обеспечивается за счет формирования ее состава - членов комиссии сроком на пять лет назначают глава государства и парламент (по четыре человека). Правда, финансирование этой структуры предусматривается в пределах ассигнований, определенных Госбюджетом. Несложно догадаться, что это не самый богатый источник, а профессиональные связисты-управленцы, которыми должна комплектоваться НКРС, должны получать вполне достойные оклады, чтобы выполнять все возложенные на них функции и решать практически все важнейшие вопросы жизни отрасли. Это надзор за рынком телекоммуникаций (для этого в составе НКРС создается Государственная инспекция связи), лицензирование, распределение, присвоение и учет номерного ресурса, тарифное регулирование и порядок взаиморасчетов между операторами, организационно-правовое обеспечение общедоступных услуг, регулирование взаимодействия операторов при взаимоподключении сетей, применение административных взысканий к участникам рынка и т. п. Решения НКРС являются обязательными для выполнения субъектами рынка телекоммуникаций. Очевидно, что и должность председателя НКРС при таком раскладе будет намного привлекательнее поста главы Госкомсвязи. Его назначает президент из состава членов Комиссии. 

За Госкомсвязи (по терминологии закона - центральным органом исполнительной власти в области связи) остается разработка законов и других нормативно-правовых актов, ведение единой технической политики (в том числе и в формировании номерного ресурса), стандартизация, а также обязанности администрации связи и радиочастот. Но перечисленные обязанности НКРС и Госкомсвязи поделят между собой только с 1 января 2005 г. А до этой даты последний будет действовать по принципу "два в одном".

Закон содержит объемный перечень определений основных терминов, в том числе: домены, Интернет, адреса в сети Интернет, провайдеры, операторы телекоммуникаций (разделены на операторов мобильной, фиксированной связи и фиксированной с беспроводным доступом к телекоммуникационной сети). Жаль, что в ходе подготовки ко второму чтению из документа выпали упоминания об IP-телефонии. Не актуально?

Закон расписывает и порядок распределения номерного ресурса. Выдача его будет платной.

Отдельная глава посвящена взаимоподключениям сетей, их принципам, обязательствам операторов, а также процедуре досудебного урегулирования споров. Теперь не реже чем раз в году НКРС будет публиковать каталог предложений операторов телекоммуникаций об условиях взаимоподключений с их сетями.

Громом среди ясного неба прозвучало через месяц решение Президента - вето на закон "О телекоммуникациях". Наблюдатели терялись в догадках - ведь последняя его редакция стала компромиссной для всех заинтересованных игроков рынка.

Замечания Л. Кучмы касались деятельности НКРС. В частности, он предлагает предоставить Президенту исключительное право на формирование ее состава по представлению премьер-министра. Кроме этого, деятельность НКРС должна регулироваться не только законами, но и указами Президента, а также постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров. Глава государства также считает, что НКРС нужно сделать подотчетной органам исполнительной власти, а не Верховной Раде.

В ближайшее время закон с предложениями Президента должен быть вынесен на повторное рассмотрение в парламент. В случае его принятия и подписания главой государства, он начнет действовать с даты опубликования. Нельзя сказать, что у депутатов есть большой выбор. Эксперты называют в качестве варианта создание новой версии закона. Но, скорее всего, депутатам придется пойти на компромисс с Кучмой. В таком случае это будет уже иной закон, иные правила игры. Ведь Президент, получит непосредственный контроль над НКРС, которую уже сложно будет представить независимой.

За входящие денег уже не берут

Логическим продолжением президентского вето на закон "О телекоммуникациях" явилось то, что старый закон "О связи" остался в силе. Как и принятые весной нынешнего года изменения к нему, которые вступили в силу в конце сентября. Самое известное из них, наделавшее много шуму, - это запрет взимания платы за все входящие звонки. 

Эпопея внедрения такого принципа, принятого в большинстве европейских стран, в Украине имеет свою долгую историю. Характерным в ней было активное сопротивление, которое оказывали операторы мобильной связи попытке законодателей влиять на тарифную политику. Операторов поддерживали Укртелеком, Утел и Госкомсвязи, подчеркивая, какой урон бюджету, развитию мобильной связи вообще и нормальному функционированию сетей связи может нанести подобное начинание. Причем все участники рынка были не против перехода на принцип бесплатных входящих по мере естественного развития рынка.

Однако судьба в виде "перста" Президента распорядилась так, что операторы были вынуждены повернуться и принять европейские нормы уже осенью 2003 г. Операторы, которые еще вчера резко критиковали введение бесплатных входящих, стали считать это едва ли не своей заслугой. Они активно рекламируют новые правила "входа" и новые тарифы на другие услуги. Эксперты и сами пользователи удивленно поднимают брови и понимающе улыбаются - все-таки законопослушность, демонстрируемая всеми операторами, большой плюс в работе любой компании.

Крупнейшие "Киевстар" и UMC (включая тариф "Джинс") подняли плату за соединение почти в два раза. Пользоваться прямым номером, что раньше преподносилось как "плюс", теперь стоит денег. Именно сетевой код помогает идентифицировать, откуда идет вызов. Поэтому теперь владельцы прямых номеров платят

1,2 гривны при переадресации на номер с кодом. Для "Киевстара" изменения этим пока и ограничились.

UMC уменьшил лимит бесплатных минут в своих тарифных планах, потому как они будут расходоваться лишь в исходящих звонках. Поднялась стоимость SMS, особенно ощутимо для абонентов предоплаченных услуг. Оператор продолжает искать варианты удешевления исходящих звонков. Так, с 1 октября начала действовать услуга "UMC-область". Активировав ее, абонент получает скидку на звонки на местные телефонные номера в пределах той области, где он находится (50 % - контрактный и 30 % - prepaid).

Golden Telecom GSM, WellCom и DCC - операторы второго эшелона - сейчас предлагают абонентам наиболее привлекательные условия на рынке. Они не стали менять свои тарифы и вводить плату за соединение. Как раз наоборот - кто-то добавил бесплатных минут в пакеты (соответственно уменьшив стоимость минуты разговора), кто-то снизит тарифы в ближайшем будущем. Golden Telecom GSM, имея сетевой код, ранее никогда не использовал его, и сейчас больше озабочен переводом своих абонентов на непрямой номер, что планирует закончить до конца года.

В конце сентября все операторы всех видов связи, согласно еще одному изменению к закону "О связи", перешли на посекундную тарификацию. Для абонентов Golden Telecom GSM и WellCom сохранены прежние тарифы. А оба мобильных монополиста подняли стоимость международных звонков - в среднем на 20 %.

Тариф на соединение "стационарный - мобильный" значительно дешевле, чем на "мобильный - стационарный". Первый был установлен Госкомсвязи на уровне 1,2 гривны/мин. (хотя и не покрывает расходов, которые нужны для соединения), а второй сегодня в среднем в два раза больше. Такая разница уже спровоцировала перекос трафика и проблемы для крупных операторов, когда сеть не справляется с объемом входящих вызовов, преимущественно от абонентов стационарной связи. В Госкомсвязи полагают, что их можно будет решить за полгода-год. Необходимо устанавливать дополнительное оборудование, давать дополнительные линии, производить взаимоподключения к местным сетям и т. п.

Пока прошло очень мало времени, чтобы в полной мере оценить последствия "бесплатного сыра" для пользователей. Госкомстат утверждает, что мобильная связь в сентябре подорожала на 9,4 %, в то время как в течение первых восьми месяцев этого года ее тарифы оставались практически неизменными. Есть еще один нюанс. Госкомсвязи ввел новые тарифы взаиморасчетов между операторами стационарной и мобильной связи до 2004 г. И некоторые операторы (тот же "Киевстар") подчеркивают, что корректировки тарифов практически неизбежны. А вот, в какую сторону - покажет время.

Шанс быть принятым уже в этом году у закона "О телекоммуникациях" существует. Любопытно, что те же депутаты, которые усердно ратовали за внесение запрета оплаты входящих в закон "О связи", благополучно "опустили" эту статью в "законе "О телекоммуникациях". В нем прописано лишь право потребителя отказаться от оплаты за телекоммуникационную услугу, которую он не заказывал.

В поисках третьего

Сегодня два GSM-оператора - "Киевстар" и UMC занимают по 49 % национального рынка мобильной связи. Назрела необходимость в появлении третьего игрока национального масштаба. Претендентов стать им два - "Украинские радиосистемы" (торговая марка WellCom) и DCC.

Всерьез заговорили о третьем мобильном в апреле, когда "УРС", наконец-то избавившаяся от акционеров Daewoo и сменившая руководство, объявила о своих намерениях вложить 100 млн. долл. в развитие сети WellCom по всей стране. 20 крупных городов, автодороги и ключевые трассы между ними планировалось покрыть в течение года, для чего установить 500 новых базовых станций (кроме 40 имеющихся). Инвестора, готового предоставить такие средства, компания нашла в лице отечественного "ПриватБанка". "УРС" сообщила, что изберет нестандартный для Украины маркетинговый ход, чтобы привлечь абонентов и предложит тарифные пакеты, которых еще не знал местный рынок мобильной связи. Причем подчеркнула, что речь о демпинге не идет.

Реакция на столь амбициозные планы последовала достаточно быстро. Конечно же, лидеры - "Киевстар" и UMC не стали из-за этого суетиться, а добродушно-снисходительно высказались, что место под солнцем третьему всегда найдется, и это не приведет к утрате значительной части их абонентов. А вот Кабинет Министров обратился к Госкомсвязи с просьбой рассмотреть целесообразность наличия у "УРС" региональных лицензий, якобы из-за того, что компания более года их не использует. Вскоре Укрчастотнадзор приостановил рассмотрение заявок мобильного оператора на выдачу разрешительных документов на использование радиочастот GSM-900 и строительство сети сотовой связи в регионах без юридического обоснования причин подобного решения. "УРС" подала иск к Укрчастотнадзору в Хозяйственный суд Киева, победила и, получив разрешение, уже ввозит оборудование GSM-900.

Оператор предполагает, что за этим "вниманием" к своей деятельности стоит DCC. Напомним, что Донецкий оператор единственный на Украине, кто предоставляет услуги сотовой связи в стандарте D-AMPS. Чтобы перейти на европейский GSM, он приобрел компанию "Астелит", владеющую лицензией GSM-1800, но так и не развернувшую свою сеть. Однако самые привлекательные GSM-частоты в диапазоне 900 МГц, но они же и самые дефицитные. Заинтересованная в лицензиях GSM-900 DCC в прошлом году подала заявку на их приобретение и теперь ждет "у моря погоды". Переговоры с "УРС" о покупке  контрольного пакета этой компании не увенчались успехом. Как заявил в интервью журналу "Компаньон" генеральный директор "УРС" О. Большешапов, окончательной договоренности, в частности, о форме и порядке проведения сделки достичь пока не удалось..

Пока бушевали эти нешуточные страсти, в августе на мобильном рынке Украине появился "самозванец" - "Джинс", и заявил, что именно он и есть тот третий, которого так долго ждали. Этот виртуальный оператор мобильной связи предоставляет услуги на базе сети UMC и использует ее биллинговую систему, но проводит совершенно другую маркетинговую стратегию. "Джинс" ориентирован на молодежь - абонентов со средним или ниже среднего уровнем дохода, предлагает только услуги предоплаченной связи и пока один тарифный пакет, а также WAP-доступ к Интернет. Привлекательные тарифы и массированная реклама сделали свое дело. В первые недели даже возник дефицит стартовых пакетов "Джинс", а к началу октября этот виртуал привлек уже 155 тыс. абонентов. "Джинс" стал отличным помощником UMC в деле расширения абонентской базы, ведь "родитель" считает пользователей консолидированно. Без малого два года "Киевстар" опережал UMC по количеству пользователей. Сентябрьская же сводка продемонстрировала, что пусть на чуть-чуть, но UMC опередила конкурента, и теперь у них 2,55 и 2,51 млн. абонентов соответственно.

Как бы UMC ни подчеркивала независимость и самостоятельность виртуального оператора, участники рынка расценили его как красивый маркетинговый ход при выводе на рынок нового продукта. И место третьего считают по-прежнему вакантным. Так что ставить точку в этой борьбе пока рано - наблюдатели не исключают нового витка конкурентной борьбы за раздел растущего мобильного рынка Украины.

Серьезные покупки

Однако все могло бы быть иначе, если бы UMC на десятом году своей жизни не поменяла своих нянек-акционеров (51 % - Укртелеком и по 16,3 % Deutsche Telekom, TDC Mobile International и KPN Telecom) на одну солидную маму - "Мобильные ТелеСистемы". Российскому оператору покупка обошлась в 374,9 млн. долл. Эксперты находят ее весьма выгодной, учитывая, что UMC по итогам 2002 г. занимает второе место на Украинском рынке связи с объемом валового дохода более 1,5 млрд. гривен (табл. 2). К тому же российский мобильный гигант получил выход и на другие сегменты рынка связи Украины - ведь UMC имеет лицензию на предоставление услуг местной телефонной связи.

Хотя вскоре после завершения этой многоступенчатой сделки появилась информация о замене бренда украинского оператора, эта идея была отложена в долгий ящик, где, возможно, и останется. Зато, как и обещала МТС, снизились роуминговые тарифы для абонентов МТС и UMC.

Не иссякает и интерес государства к совместным предприятиям, где Укртелеком имеет контрольный пакет. Вслед за приобретением американской доли в "Утел" очередь дошла и до украинско-немецкого СП "Инфоком". Этот патриарх в сфере передачи данных планомерно осваивал рынок Интернета и создал самую разветвленную сеть национального масштаба. Недавно Фонд государственного имущества (основной акционер Укртелекома) выступил с пожеланием выкупить у фирмы Controlware 43 % уставного фонда "Инфокома". После этого 51 % акций этой компании будет передан в управление государству в лице ФГИ, дабы обеспечить контроль за организацией правительственных каналов конфиденциальной связи на базе сети "Инфокома". Собрание акционеров национального оператора согласилось с этим предложением. В ближайшее время оценщик, которого отберет ФГИ, должен оценить стоимость приобретаемого.

Вообще укрупнение участников рынка и их консолидация стали одной из главных тенденцией в этом году. Серьезные игроки расширяют свой бизнес за счет приобретения крепких середняков. А вместе, как говорят, "і батька легше бити".

Особенно активно вел себя один из крупнейших частных операторов фиксированной связи и сильный Интернет-провайдер днепропетровская компания "Оптима Телеком". С покупкой двух запорожских Интернет-провайдеров ее совокупная доля на рынке Интернет-доступа региона превысила 75 %. Несколько позже был поглощен оператор местной связи в Кривом Роге. Удачным приобретением киевских Интернет-провайдеров Digital Generation и IP Telecom компания значительно улучшила свои позиции и в столице. Так IP Telecom занимает 35 % столичного рынка, уверенно лидируя в сегменте коммутируемого доступа. Теперь перед ним стоит задача увеличить свою долю на столичном рынке до 50 % и повторить свой киевский успех на региональных рынках.

Еще один крупный оператор - "Цифровые системы связи" из Одессы - приобрела столичную компанию "Торгово-промышленный дом И.П.С." с более чем 6,5 тыс. абонентов. И теперь они планируют совместными усилиями развивать бизнес в двух городах.

Созданные в начале 1990 г. на Украине несколько совместных предприятий с мировыми телекоммуникационными гигантами по выпуску коммутационного оборудования выглядят невостребованными отечественной отраслью связи. В последние несколько лет иностранцы, отказываясь от курса на производства, постепенно концентрировались на сервисных услугах, либо других направлениях, либо вовсе покидали рынок. Так в этом году харьковская компания "Велтон-Фонд" выкупила французскую долю (51 %) в СП Alcatel Network Systems Ukraine и сменила ее название на "Технологии электроники". Особняком на этом фоне выглядит словенская Iskratel, которая, напротив, докупила 41 % акций компании "МонИс" (Харьков).

Затишье в приватизации

Даже отъявленные оптимисты не рассматривали этот год как приватизационный для Укртелекома, хотя Президент поручил Кабинету Министров за 2003 г. завершить подготовку Укртелекома к продаже стратегическому инвестору. Как заявил председатель ФГИ, в 2004 г. среди потенциальных объектов приватизации значится и национальный оператор. Хотя, возможно, он и погорячился. Президентские выборы - основной политический фактор - состоятся в конце следующего года, и за остающиеся несколько месяцев до начала выборной компании вряд ли возможны какие-то глобальные сделки.

Нельзя сказать, что оператор "сидел сложа руки". Проделана огромная подготовительная работа - начиная от смены руководства компании и заканчивая наращиванием технической мощи. Емкость международных подключений Укртелекома составляет 350 Мбит/с и до конца года будет увеличена еще на

155 Мбит/с. Высоскоростной доступ к Интернету по сетям национального оператора возможен уже почти в 50 городах страны, он обслуживает около 6,5 тыс. портов xDSL и 2 тыс. пользователей. Невиданными темпами продвигается строительство современных сетей. Только в первом полугодии этого года было проложено 1549 км ВОЛС, что почти в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года! Всего же в планах национального оператора на этот год стоит цифра 3000 км. Набранные темпы позволяют его руководству утверждать, что планы оно "выполнит и перевыполнит".

 

Вернуться к списку стран

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov