Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Еще одна концепция

Светлана Витковская
Ведомости

18 мая 2002
         В Концепции развития рынка телекоммуникационного оборудования, направленной на рассмотрение правительства, говорится, что до 2010 г. российским компаниям связи необходимо закупить оборудование на сумму $22 - 24 млрд. Аналитики полагают, что эти цифры так и останутся на бумаге.

        Это уже вторая долгосрочная программа, посвященная развитию отрасли связи. Предыдущий документ назывался Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг и был утвержден правительством в начале прошлого года. Специалисты немедленно указали на то, что эта концепция совершенно оторвана от реальной жизни. К примеру, в ней указывалось, что до 2010 г. отрасли необходимо привлечь $33 млрд инвестиций - источники такой колоссальной суммы не указывались.

        Тем не менее цифра в $33 млрд уже стала базовой для новых документов. Недавно закончена разработка новой концепции, которая специально посвящена обеспечению отрасли современным оборудованием. Разработанная Российским агентством по системам управления (РАСУ) , она уже получила одобрение в Минсвязи. В концепции говорится о закупках оборудования на сумму $24 млрд.

        "Эта цифра получена на основе результатов анализа рынка оборудования и необходима для реализации стратегии развития рынка телекоммуникаций в целом", - говорит один из руководителей АО "Телеком", находящегося в ведении РАСУ. По мнению этого специалиста, входившего в число разработчиков концепции, достижение поставленных целей полностью зависит от создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли.

        В Концепции развития рынка телекоммуникационного оборудования говорится, что количество стационарных телефонов нужно довести с 31,2 млн в 2000 г. до 47,7 млн в 2010 г. , мобильных телефонов - с 2,9 млн до 22,2 млн, а количество пользователей Интернета - с 2,5 млн до 26,1 млн. Только треть российских АТС соответствует мировому уровню, поэтому необходимо закупить оборудование на 36 млн номеров на сумму $7,9 млрд. Общие расходы на закупку средств мобильной связи до 2010 г. оцениваются в $8,5 млрд.

        Аналитики по-прежнему считают эти планы недостижимыми. "В России практически невозможно спланировать работу на столько лет вперед. Цифра в $33 млрд взялась из ниоткуда, и $24 млрд тоже", - считает аналитик Deutsche Bank Юлий Матевосов.

        Впрочем, в этом году инвестиционные планы дочерних компаний "Связьинвеста", составляющих основу российской проводной телефонной связи, не сильно отстают от ориентиров, намеченных концепцией. Как заявлял ранее гендиректор холдинга Валерий Яшин, компании "Связьинвеста" в 2002 г. инвестируют около $800 млн в закупки оборудования.

        Что касается мобильной связи, то аналитики полагают, что она вообще не потребует указанных в концепции затрат. "Основная инвестиционная нагрузка у операторов будет в ближайшие 3 - 4 года, пока они ведут полномасштабное строительство. Потом инвестиции будут необходимы только для содержания сети", - говорит аналитик Альфа-банка Андрей Богданов. По его мнению, три основных сотовых оператора вложат в основное строительство своих сетей примерно по $1 млрд.

        Прогнозы зарубежных поставщиков оборудования на порядок отличаются от данных из концепции. Так, по оценкам компании Alcatel, в 2001 г. объем продаж оборудования для российской инфраструктуры связи составил $1,5 млрд, а в ближайшие 3 - 5 лет предполагается его рост на 10 - 15%. То есть, по прогнозам Alcatel, за пять лет общий объем инвестиций в оборудование должен составить всего $7 - 8 млрд.

        В концепции также отмечается, что большая часть рынка поделена между зарубежными поставщиками - Alcatel, Siemens, Ericsson, Philips, Cisco Systems, Sony, NEC, Panasonic и другими. Доля поставок отечественного оборудования сравнительно низка - 30%. Основная причина заключается в том, что отечественные производители не могут поставить операторам оборудование на более выгодных финансовых условиях, чем их зарубежные конкуренты. По мнению авторов концепции, проблему можно решить путем объединения всех отечественных компаний в 2 - 3 структуры, производящие однотипное оборудование.

        "Номенклатура оборудования должна быть сокращена до минимума. А сейчас каждый маленький дворик выпускает свой тип оборудования", - говорит президент Союза производителей и потребителей оборудования и средств связи Наиль Исмаилов

 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov