Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

 МТУ-Интел": в конкуренции сейчас важен бренд и качество сервиса

На протяжении многих лет основой большинства скоростных подключений к интернету были выделенные каналы. Они строились с применением самых разнообразных телекоммуникационных технологий. Однако за десятилетие в Москве было построено всего от 5 тыс. до 7 тыс. выделенных каналов. А рынок уже сегодня требует сотни тысяч скоростных подключений.

В 2000 году в Москве стартовал совместный проект МГТС и "МТУ-Интел" (в то время еще "ПТТ-Телепорт"), основой которого стала современная технология широкополосного доступа в интернет - ADSL. За два года "МТУ-Интелу" удалось подключить 3500 линий ADSL, а концу года это вполне число может удвоиться. При этом "Точка Ру" - так был назван этот проект - в отличие от ряда других российских проектов, связанных с ADSL, оказался вполне рентабельным. О том, как это было достигнуто, а также о перспективах развития проекта CNews.ru беседует с заместителем генерального директора "МТУ-Интел" по коммерческой деятельности Александром Теппером.

CNews.ru: Расскажите, пожалуйста, об истории проекта.

А. Теппер: В 1999 г. "Система Телеком" впервые озвучила свои планы по созданию проекта широкополосной сети передачи данных с использованием существующей инфраструктуры городской телефонной сети. Реализация проекта была поручена компаниям "ПТТ-Телепорт Москва" (в сентябре 2001 г. объединена с "МТУ-Интелом) и МГТС. В результате к апрелю 2000 г. на основе магистральной ATM-сети компании "ПТТ-Телепорт" был создан опытный участок сети, охватывающий несколько десятков телефонных станций, абоненты которых могли подключиться к интернету по технологии ADSL. По результатам работы опытной зоны было принято решение развернуть сеть широкополосного доступа в полном объеме, и МГТС приступила к ее строительству. Оператором сети является "МТУ-Интел".

СNews.ru: На Западе ADSL - это решение для подключения, в основном, индиви/дуальных пользователей. Вы же пошли по нестандартному пути. Почему было принято такое решение?

А.Т.: Мы исходили из того, что на московском корпоративном рынке существует дефицит экономичных решений по подключению офисов к интернету. В тоже время наши исследования рынка показывали, что количество потенциальных абонентов-физических лиц, готовых платить 30-40 долл. в месяц, явно недостаточно для окупаемости проекта в разумные сроки. Практика подтвердила это предположение - простота установки и невысокие цены привлекли к ADSL и крупные структуры (банки, финансовые учреждения, транспортные предприятия и пр., торговые системы), которые нуждались не только в интернет-доступе как таковом, но и в возможности объединить свои локальные компьютерные сети в единую корпоративную сеть. Для нас эта деятельность не была новой - "МТУ-Интел" ("ПТТ-Телепорт") и ранее занимался предоставлением таких услуг, но на базе других телекоммуникационных технологий. Естественно, услуги по объединению офисов мы предлагаем на совершенно иных условиях, чем доступ в интернет. Сегодня у нас уже более 60 таких клиентов, которые воспользовались именно этой услугой.

Абсолютное большинство наших абонентов - это компании среднего и малого бизнеса, общественные организации, которые активно используют интернет в своей деятельности. Всего в Москве по данным МГТС насчитывается более 100 тыс. разных организаций, и многие из них наши потенциальные клиенты.

Принятая нами стратегия вывода услуги на рынок позволила сделать проект высокорентабельным.

CNews.ru: Цены на ADSL, которые существуют на Западе, и ваши цены существенно отличаются. Как вы это прокомментируете?

А.Т.: Поскольку опыт развертывания сетей широкополосного доступа ADSL существовал только на Западе, где ситуация с телекоммуникациями радикально отличалась от российской, нам пришлось разработать собственную, принципиально отличную от западной, тарифную политику.

Понимая, что на рынке существует определенный неудовлетворенный спрос на качественное скоростное подключение к интернету, компания предложила единый универсальный тариф, который, с одной стороны, устраивал основную массу потенциальных потребителей, готовых ежемесячно платить за интернет около $200, а с другой,- обеспечивал требуемый темп прироста абонентов. Следующим шагом стало формирование структуры тарифных планов. Компания не стала предлагать отдельные наборы услуг по доступу в Сеть для каждой группы абонентов, а "привязала" тарифы к объемам потребления трафика. К апрелю 2002 г. линейка тарифных планов состояла из шести планов. Она начинается "индивидуальным" тарифом с абонентской платой $60 и относительно высокой ценой дополнительного трафика, а заканчивается "профессиональным" с абонентской платой $600, но очень низкой (4 цента за 1 Мб) ценой трафика. Свободный переход от одного плана к другому придает гибкость тарифной политике и удобен для потребителя.

CNews.ru: Будут ли какие-либо изменения в тарифной политике?

А.Т.: По мере роста абонентской базы, цены на услуги ADSL будут постепенно снижаться, это в свою очередь расширит круг потенциальных пользователей, и поможет нам привлечь новых клиентов, а далее цепочка повторится. В конце концов, цены вполне могут достичь уровня сегодняшних затрат активных пользователей коммутируемого доступа.

CNews.ru: То есть вы не будете ориентироваться только на корпоративный рынок?

А.Т.: Нет, конечно. Cегодня существует значительный спрос на постоянный качественный доступ в интернет со стороны физических лиц. Но для большинства из них цены на индивидуальное подключение высоки. Со временем они, конечно, снизятся. Но, чтобы не терять время и как можно быстрее довести услуги широкополосного доступа в Сеть до физических лиц, "МТУ-Интел" разработал и реализует программу "Домашний интернет", связанную с коллективными подключениями к Сети и строительством домашних сетей. Если клиент не может оплатить канал ADSL в одиночку, нужно сделать так, чтобы появилась возможность совместного использования канала и оплаты в складчину. Такое решение за последний год принесло компании более 1500 индивидуальных абонентов.

Работа в основном ведется через партнеров на местах - если в доме строится локальная сеть, то есть партнер, который ее строит, обслуживает, подключает клиентов. Для них "МТУ-Интел" предлагает различные виды поддержки: техническую (помощь в строительстве сетей), в организации каналов, обустройстве (маршрутизации и биллинге), юридическую (компании, работающие с клиентом, должны иметь соответствующие разрешения и лицензии).

CNews.ru: Расскажите о нынешнем состоянии проекта. Кто и за что в нем отвечает?

А.Т.: Оснастить оборудованием доступа более 200 объектов, увязать все это в единую сеть передачи данных - чрезвычайно непростая задача, но МГТС довольно успешно с ней справляется и к концу года завершит развертывание полномасштабной сети доступа. Этой задачей занимается специально созданное управление, которое сформировано в основном из технических специалистов ранее работавших в "ПТТ-Телепорт".

При объединении компаний "МТУ-Интел" и "ПТТ-Телепорт" в сентябре 2001 года руководители "Системы Телеком", четко обозначили стратегическую линию холдинга. В соответствии с ней МГТС и "МТУ-Информ" отвечали за техническую инфраструктуру, а развитие интернет-бизнеса и работа с клиентом полностью передавались "МТУ-Интел". Это распределение функций поддерживается и сегодня.

CNews.ru: Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы проект считался успешным?

А.Т.: Вы понимаете, поставить "железки" и заставить их работать - это полдела. "ПТТ-Телепорт" в свое время через это уже прошел. Для успешного развития любого телекоммуникационного проекта необходимы еще несколько составляющих. Нам необходимо было создать инфраструктуру обслуживания абонентов в том объеме, которая была бы адекватна поставленным задачам. Если вы помните, несколько лет назад, когда разворачивали свою деятельность сотовые компании, сколько было у них проблем и накладок с оформлением договоров, приемом платежей, с работой информационных служб, сервисным обслуживанием телефонов и т.п. Мы все это учли и постарались избежать их ошибок.

Мечта любого оператора - подключение абонента по принципу "подключил и забыл". Однако жизнь диктует иное. Техника есть техника - бывают сбои, бывает, что абонент не "ту кнопку нажал", бывает настройки в компьютере самопроизвольно изменились. Клиент, естественно, не видит "внутреннюю кухню" - когда у него возникают проблемы, он просто звонит по телефону 753-8282. Специалисты компании обязаны мгновенно реагировать на подобные жалобы. В "МТУ-Интеле" создана целая система "быстрого реагирования" - в любой момент времени там становится известно, что происходит с запросом клиента, кто занимается его отработкой. Если превышено нормативное время, запрос переводится в более высокие инстанции.

"МТУ-Интел" один из немногих Интернет-провайдеров, который задействовал для обслуживания своих клиентов полномасштабный call-центр. Безусловно, наличие столь мощного инструмента дает серьезные конкурентные преимущества.

Продвижение продукта, в свою очередь, требует проведения серьезных исследований рынка, грамотного позиционирования, разработки тактики и стратегии конкурентной борьбы, проведения мощных рекламных кампаний и маркетинговых акций, разработки и реализации тарифной политики, и, в идеале, создания сильного бренда.

Все это приходится делать в условиях динамично меняющейся рыночной конъюнктуры - с каждым днем на рынке становится больше предложений, усиливается конкурентная борьба, совершенствуется оборудование. Все больше нивелируется разница в технических возможностях ведущих провайдеров. Сегодня конкуренция переместилась в иную сферу, ключевыми понятиями которой являются бренд, обслуживание клиентов и уровень сервиса. Именно, в развитии этих составляющих мы сегодня видим основу будущего успеха. Но чтобы обеспечить все это, требуются серьезные финансовые затраты, сопоставимые, а порой и более высокие, чем стоимость самого оборудования.

Если подводить некоторые промежуточные итоги проекта, то главное достижение заключается в том, что нам удалось за довольно короткий срок создать удачный бренд "Точка Ру", который известен и принят в интернет-сообществе. Нам также удалось построить систему обслуживания, рассчитанную на обслуживание массового потребителя. По данным последнего опроса, более 80% абонентов удовлетворены существующим уровнем сервиса. Это неплохой показатель для операторской компании, но и его мы стремимся увеличить.

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov